В бюджете нашли место для инициатив

7 июля 2020, 16:00
Фото с сайта Государственной Думы ФС РФ

На очередном заседании Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутаты одобрили во втором чтении законопроект, регулирующий вопросы инициативного бюджетирования. 

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части правового регулирования вопросов инициативного бюджетирования)», был внесен в Думу в марте нынешнего года по инициативе секретаря генерального совета партии «Единая Россия» Андрея Турчака и руководителя фракции «Единой России» Сергея Неверова. И вот, настало уже время второго чтения – последних «притирок» юридических формулировок в тексте документа. Столь высокий темп работы обусловлен в первую очередь важностью заявленной темы – законопроект об инициативном бюджетировании был подготовлен в целях скорейшей реализации последнего Послания Президента РФ, в котором глава государства одной из приоритетных задач государственной власти называл активизацию участия граждан в решении важнейших вопросов благоустройства и развития общественной инфраструктуры муниципальных образований. 

Как же с такой задачей предлагают справиться авторы законопроекта?

Во-первых, существенно расширен список тех, кто в качестве инициаторов проекта могут выдвигать инициативный проект. Это и инициативная группа граждан (при этом в инициативную группу могут входить граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования), и органы территориального общественного самоуправления, и староста сельского населенного пункта, и даже сход жителей – правда, только в тех поселениях, где полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан. 

Во-вторых, в законе теперь четко прописано определение самого инициативного проекта, какие требования он должен содержать: от постановки проблемы до обоснования предложений по решению указанной проблемы и расчетов необходимых расходов на реализацию этих предложений. 

Наконец, четко определена ответственность власти: «Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения». Более того, местная администрация по результатам рассмотрения инициативного проекта должна либо поддержать инициативный проект и продолжить работу с ним в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных решением о местном бюджете, либо отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициаторам проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта – прием, все возможные причины отказа также перечислены в законе. 

Также установлено, что проведение конкурсного отбора инициативных проектов возлагается на коллегиальную комиссию, состав которой формируется местной администрацией. При этом половина от общего числа членов комиссии должна быть назначена на основе предложений представительного органа муниципального образования.

Немаловажная деталь: закон впервые устанавливает, что «порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования». То есть, проект может и не касаться всех жителей муниципального образования, но иметь локальное значение – но от этого его важность для местных жителей никак не снижается. Самый простой пример: обустройство детской площадки в небольшой деревне, входящей в состав муниципального образования, объединяющего десяток-другой деревень. 

- Благодаря внесенным поправкам этот законопроект стал наиболее полно  отвечать самому главному запросу наших граждан к власти – возможности более предметно и одновременно более весомо участвовать в определении приоритетов расходования бюджетных средств, сделать работу власти более открытой и подотчетной, - считает депутат Андрей Марков. – И, конечно, закон нужен еще и потому, что он создает законодательную основу практикам инициативного бюджетирования, которые активно применяются в последние годы и заинтересовали граждан. В то же время инициативное бюджетирование не подменяет собой другие формы поощрения общественной активности на местном уровне, в частности – поддержку проектов социально ориентированных некоммерческих организаций и территориального общественного самоуправления.

Также депутаты поддержали и другие законопроекты. Так, был поддержан законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ», направленных на уточнение отдельных положений Бюджетного кодекса РФ в связи с введением нового вида муниципального образования – муниципального  округа - в систему местного самоуправления. 

Был поддержан и проект поправок в Трудовой кодекс РФ, которые устанавливают новые требования к отраслевым системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.