Депутаты Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложили отложить рассмотрение правительственного законопроекта, устанавливающего дискриминирующие правила финансовой поддержки территориального общественного самоуправления (ТОС).
Изменения в закон «О некоммерческих организациях» в части установления особенностей оказания поддержки территориального общественного самоуправления (ТОС) предложены Правительством РФ во исполнение поручения Президента РФ, данного еще в 2017 году. Тогда Правительству было поручено представить предложения о законодательном закреплении особенностей деятельности ТОСов как некоммерческой организации, а также о предоставлении ТОСам мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг.
Рассматриваемый законопроект решает одну из задач: он предлагает деятельность ТОСов приравнять к деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Казалось бы, для тосовцев это автоматически должно означать государственную поддержку, предусмотренную для СОНКО. Речь идет о четырех формах поддержки:
1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций;
2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
3) осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Однако, авторы законодательной инициативы тут же поспешили ограничить ТОСы в праве на налоговые льготы, включив в законопроект следующую поправку: «Не допускается оказание социально ориентированным некоммерческим организациям, зарегистрированным в организационно-правовой форме территориального общественного самоуправления, поддержки в формах, предусмотренных подпунктами 2 - 4...»
Таким образом, три формы поддержки из четырех ТОСам стали бы недоступными. Депутаты комитета посчитали невозможным поддержать такой законопроект. А учитывая, что в Думу поступил пакет законопроектов от Правительства России, регулирующих территориальное общественное самоуправление, в том числе принципиальные изменения в Гражданский Кодекс, было принято единодушное решение отложить рассмотрение законопроекта и вместе с комитетом по гражданскому обществу, комитетом по законодательству и при участии представителей правительства создать согласительную рабочую группу, которая бы выработала отвечающие реальным потребностям ТОСов меры государственной поддержки.
- В таком виде мы не могли поддержать законопроект правительства и подготовили отрицательное заключение, - говорит депутат Андрей Марков. – Но простое отклонение закона не решило бы важные задачи о поддержке гражданской активности на местах. Думаю, что уже в осеннюю сессию все разногласия будут устранены, и территориальное общественное самоуправление получит существенный стимул для развития.
Кроме того, депутаты предложили во исполнение поручения Президента РФ внести поправку в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая бы регламентировала порядок оказания финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки ТОСам со стороны со стороны государственных и муниципальных органов.
Также в ходе заседания Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутаты рассмотрели другие законопроекты.
В частности, был поддержан с замечаниями законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (о совершенствовании правового регулирования виноградо-винодельческой отрасли)».
Был одобрен проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ», направленный на определения правового режима земельных участков в границах населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков.
Не нашел поддержки законопроект «О внесении изменений в статью 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (об уточнении порядка проведения общественных обсуждений и публичных слушаний), внесенный Законодательным Собранием города Севастополя. Как сказано в заключении Комитета, «депутаты отмечают перспективную необходимость совершенствования института публичных слушаний в части императивного учета наиболее целесообразных предложений и замечаний, а также рассмотрения возможности подачи предложений и замечаний в виде электронного документа наряду с существующими формами. В части же порядка проведения публичных слушаний по градостроительным вопросам внесение неотложных корректив в действующее законодательство не усматривается».