Состоялось первое заседание Комитета в период последней весенней сессии Государственной Думы ФС РФ VII созыва, на котором было рассмотрено более 10 законопроектов.
Депутаты поддержали проект поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который предлагается наделить федеральные органы исполнительной власти (в частности, Минздрав РФ) полномочиями по согласованию назначению руководителей региональных управлений в сфере здравоохранения. Данный законопроект разработан во исполнение поручения Президента РФ по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения, прошедшего еще осенью 2019 года. Кроме того, такое согласование находится в логике нового конституционного положения о единой системе публичной власти в Российской Федерации.
– Закон понятен, он возвращает нас к недавней системе, когда руководители региональных органов исполнительной власти проходили согласования в профильных федеральных министерствах, - отметил депутат Андрей Марков в своем выступлении на комитете. – Логично, что федеральный министр, несущий ответственность за качество здравоохранения в масштабах страны, должен иметь влияние на то, кто и как реализует решения министерства в регионах. Эту задачу законопроект решает. Но хотел бы обратить внимание коллег на вторую сторону вопроса. Нам важно, чтобы это была улица со встречным движением, чтобы механизм согласования не стал препятствием для трансляции интересов регионов, возможности выразить обоснованную критику и так далее, чтобы он не превратился в личностные предпочтения. И надо понимать, что главную ответственность за состояние дел на местах несет высшее должностное лицо региона.
Серьезную критику членов комитета вызвал законопроект об изменениях в закон «О физической культуре и спорте», который предлагает отнести организации, осуществляющие спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность. А тренеров – к педагогическим работникам, что повысит их социальную защищенность и позволит уравнять в заработной плате со школьными учителями. Правда, в очередной раз возрастет нагрузка на бюджеты регионов и муниципальных образований, которые и содержат спортивные школы и секции.
- Это очень правильный закон, и работники спортшкол давно говорят о его необходимости, - комментирует Андрей Марков. – Вот только профильное министерство вовсе не предлагает способов повышения заработной платы для сотрудников спортшкол, тренеров. Сейчас это муниципальные полномочия, и мои коллеги из комитета справедливо отметили, что закон без федеральной финансовой поддержки может породить новую волную «оптимизации», а по сути - сокращений. В итоге это не только не решит проблему дефицита тренерского состава, а усугубит ее.
Законопроект был одобрен, но с существенным требованием от комитета: правительству России необходимо предусмотреть компенсацию вышеуказанных дополнительных расходов местным бюджетам.
Был поддержан также проект поправки в закон «О геодезии, картографии и пространственных данных», уточняющий полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии.
Одобрение Комитета получил и проект поправки в закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», направленный на оптимизацию публикации различной информации в государственных информационных системах жилищно-коммунального хозяйства. В частности, законопроект предлагают децентрализовать действующую систему ГИС ЖКХ («государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства») и ввести в каждом субъекте свои ГИС.
Наконец, единогласное одобрение членов Комитета вызвал законопроект, который предписывает в обязательном порядке заключать с хозяйствующими субъектами, планирующими и реализующими инвестиционные проекты в морских портах Дальнего Востока, специальные договоры с конкретным расписанием объема и порядка инвестиций.
Серьезную дискуссию вызвал проект поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предложенный фракцией «Справедливая Россия». В частности, предлагалось установить, что публичные слушания должны назначаться по инициативе 0,1% от численности жителей населенного пункта и их решение носило бы императивный характер. С тем, что законодательство о публичных слушаниях требует совершенствования, комитет согласился, Однако основные возражения представителей комитета заключались в том, что такой подход не решит имеющиеся проблемы публичных слушаний, а, наоборот, станет причиной роста общественных конфликтов. Поскольку предложенный законопроект не содержал конструктивных механизмов преодоления противоречий, депутаты решили выдать отрицательное заключение.
Кроме того, комитет отклонил поправки в ФЗ № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Они предлагали ввести дополнительные гарантии для депутатов региональных и муниципальных парламентов. В частности, речь шла об освобождении работника, избранного депутатом, от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Комитет отметил, что аналогичное требование уже и так зафиксировано в Трудовом кодексе РФ, а требование о заблаговременном уведомлении работодателя о планируемом отсутствии работника-депутата на рабочем месте является избыточным.
На доработку был отправлен законопроект, предлагающий установить порядок приватизации движимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, и отчужденного у органов государственной и муниципальной власти.
Также депутаты дали отрицательное заключение законопроекту, устанавливающему порядок приватизации земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.