На очередном заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 11 законопроектов.
Депутаты рекомендовали к принятию президентский законопроект «О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Он предлагает установить, что на лиц, назначаемых на должности государственной гражданской службы Президентом РФ, не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет. Комитет отметил, что таких госслужащих стоит рассматривать как особую категорию руководителей. В силу специфики деятельности они должны иметь широкие знания как в сфере своей деятельности, так в направлениях развития страны в целом, иметь системное мышление, качество лидера, способность принимать взвешенные решения, иметь большую управленческую компетенцию.
С замечаниями и предложениями был поддержан и законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения». Законопроектом предлагается внести изменения, предусматривающие расширение перечня задач, решение которых должно будет обеспечиваться единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО). К таким задачам предлагается отнести осуществление автоматизированного процесса назначения и предоставления мер социальной защиты и поддержки, иных социальных гарантий и выплат.
- Это очень важная инициатива для наших граждан, - комментирует законопроект Андрей Марков. – Ее смысл прост: избавить людей от сбора справок и прочей бюрократии для получения различных видов социальной помощи. Теперь социальные выплаты будут начисляться автоматически, если все необходимые данные по гражданину имеются в единой информационной системе. В прошлом году такие автоматические выплаты были сделаны семьям с детьми, это было очень удобно, а простота получения денег была оценена людьми. Однако, были и ошибки. Например, пенсионеры, что бы получить компенсацию за жилищно-коммунальные услуги, были вынуждены идти за справками в инстанции и предоставлять их в собесы, нарушая тем самым необходимый режим самоизоляции. Получилось, прямо скажем, неумно. Вот для исправления подобных ошибок и принимается этот закон.
Был поддержан также законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения», который предлагается установить, что госслужащие могут быть освобождены от ответственности за несоблюдение обязанностей, установленных федеральными законами в части противодействия коррупции, в случае, когда их неисполнение признается следствием обстоятельств, независящих от физического лица. Речь, в частности, идет об обязанности чиновников предоставлять в определенный срок декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Например, из-за ограничительных мер, связанных с новой коронавирусной инфекцией, в прошлом году многие госслужащие по объективным причинам не смогли подготовить в срок свои декларации о доходах. Поэтому авторы законопроекта предлагают предусмотреть в подобных случаях возможность освобождения должностных лиц от ответственности – при соблюдении ряда условий, конечно. Так, чиновник должен информировать начальство о наступлении таких форс-мажорных обстоятельств в течение трех рабочих дней с момента их наступления. Второе условие: исполнение соответствующих ограничений, запретов и обязанностей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия форс-мажора. Третье условие: признание независящих от физического лица обстоятельств основанием для освобождения этого лица от ответственности комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих.
Немало споров вызвал законопроект «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры», внесенный Правительством Российской Федерации. Данный законопроект предлагает дополнить ФЗ «О защите конкуренции» новым положением, предусматривающим, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые будут определяться Правительством РФ. Согласно законопроекту, данные договора могут заключаться только в трех случаях:
- с организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания посетителей и работников организаций культуры;
- с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю сувенирной продукцией, в целях организациисоответствующей целям деятельности организаций культуры розничной торговли сувенирной продукцией для обеспечения потребностей посетителей организаций культуры.
- в случае, если договоры аренды, безвозмездногопользования в отношении государственного или муниципального имущества, относятся к сценическому оформлению спектакля (представления) и к стационарному сценическому оборудованию, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры.
Депутаты Комитета одобрили данный законопроект, отметив, что существенным недостатком законопроекта является то, что его положения не имеют прямого действия, поскольку порядок и условия их реализации будут определяться в основном постановлениями Правительства РФ, проекты которых не представлены вместе с законопроектом.
Ряд законопроектов не нашли поддержки депутатов.
Так, отрицательное заключение получил законопроект «О внесении изменений в пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (по вопросу выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации)», который предлагал существенно уменьшить число муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, необходимое для поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ, установив его в размере от 1 до 3 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.
Также не нашел поддержки и похожий законопроект «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который также предлагал уменьшить – до 5 процентов - количество депутатов представительных органов муниципальных образований, необходимых для поддержки кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта РФ.
На доработку отправили депутаты и законопроект «О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленный на закрепление права органов местных властей по оказанию поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, созданию условий для деятельности народных дружин. Комитет отметил, что у местных властей и так есть все права по поддержке народных дружин, так что предлагаемая законопроектом норма является избыточной.
Не рекомендован к принятию законопроект «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в части уточнения сведений, представляемых при поступлении на муниципальную службу). В частности, депутаты отметили, что только лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, должны подавать сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Наконец, отрицательное заключение Комитета получил законопроект «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в котором органам местного самоуправления предлагалось дать право самостоятельно выбирать организационно-правовую форму специализированных служб по вопросам похоронного дела. По мнению Комитета, многие вопросы организации похоронного дела вызывают разночтения на практике и требуют более четкого законодательного урегулирования.