Депутат Андрей Марков, оценивая прошедшие в Госдуме парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства, уверен, что проблему пенсионной реформы нельзя рассматривать в отрыве от основных социально-политических и экономических процессов в России.
В Государственной Думе РФ прошли парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионного законодательства. Несмотря на жаркие споры, все участники слушаний согласились, что для принятия работающего и качественного законопроекта нужно учесть все самые различные точки зрения по разрешению накопившихся вопросов.
Первым на слушаниях выступил Министр труда и социальной защиты Максим Топилин, который был уполномочен от правительства представлять законопроект в Государственной Думе. Министр обратил внимание собравшихся, что законопроект нацелен не столько на повышение пенсионного возраста, сколько на реформирование всей пенсионной системы как в настоящее время, так и в будущем.
- Ключевой задачей данного законопроекта является увеличение размера пенсии неработающим пенсионерам, — подчеркнул Максим Топилин. - Мы стоим перед необходимостью, которая обусловлена различными факторами, сделать так, чтобы пенсионеры, которые будут выходить на пенсию в будущем, смогли бы получать достойное пенсионное обеспечение.
По его словам, сегодня пенсионная система России под влиянием неблагоприятных демографических факторов уже не справляется со своими обязанностями – подтверждением этому является тот факт, что ежегодный трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России составляет уже 40% от всего бюджета ПФР. При этом сам объемы трансферта для ПФР сопоставимы со всеми программами развития страны.
- И если не изменить ситуацию, сложившуюся с размером трансферта из федерального бюджета, - уверен Максим Топилин, - то вскоре мы не будем иметь денег на развитие дорожной системы, здравоохранения, образования.
С другой стороны, расчеты экспертов показывают, что реформирование пенсионной системы приведет к существенному увеличению пенсий для нынешних пенсионеров – так, за шесть лет, т. е. к 2024 году, правительственные чиновники рассчитывают поднять среднюю пенсию до 20 тысяч рублей.
Поддержал Максима Топилина и руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин, который отметил, что, если ничего не реформировать и не вносить изменения в действующее пенсионное законодательство, то уже через несколько лет реальный уровень пенсий начнет неизбежно снижаться в силу изменений демографического характера – увеличения числа работающих и увеличения числа пенсионеров.
- Сегодня мы оказались на принципиальной развилке, которая определяет будущее нашей страны, - подчеркнул Алексей Кудрин. - Если ничего не делать, то уже через два – три года нам понадобится даже для сохранения пенсии на нынешнем уровне добавлять средства из федерального бюджета, из-за чего мы уже не сможем выделять средства на сферу образования и на здравоохранение, и на другие институты развития.
По словам Алексея Кудрина, рубеж в функционировании пенсионной системы России в ее нынешнем виде уже был пройден – причем, произошло это еще два года назад, в 2016 году, когда правительство из-за дефицита средств впервые за 10 лет отказалось от проведения индексации пенсий, хотя все предыдущие годы пенсии неуклонно росли (и в реальном выражении они с «нулевых» годов выросли в три раза). Именно тогда правительство встало перед непростой дилеммой: либо увеличивать налоги, рискуя загнать экономику в шоковое состояние, либо же отважиться на реформу пенсионной системы, которую давно уже провели во всех развитых странах. В итоге правительство после двух лет колебаний решилось-таки пойти на непопулярные меры, которые, тем не менее, обещают вскоре дать для пенсионеров позитивный эффект – как уверен Алексей Кудрин, в результате предложенных мер будет существенно увеличен коэффициент соотношения зарплаты и пенсии – с нынешних 30 % от прежней заработной платы до 40 %, а в перспективе и до 60-70 %.
С позицией Кудрина согласились и многие эксперты. Например, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов указал, что уже к 2024 году численность лиц пенсионного возраста вырастает на 2,6 млн человек, а к 2030 году практически треть населения нашей страны будут составлять люди старшего возраста, и подобную нагрузку не потянет ни одна экономика мира. Ректор РАНХиГС Владимир Мау и вовсе отметил, что «пенсионная реформа не просто назрела, но перезрела».
Однако, с такой аргументацией согласились далеко не все участники слушаний. Так, Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков заявил, что 90% членов профсоюзов против принятого в первом чтении законопроекта. Резкой критике подвергли уже принятый законопроект руководители фракций КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», представители многочисленных общественных организаций. Так, глава Общественной палаты Валерий Фадеев предложил повременить, ведь предложение о повышении возраста выхода на пенсию для женщин до 63 лет – это «перебор»:
- Давайте все‑таки сделаем медленнее: год за два. Куда спешить?!
Заместитель Председателя ГД, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, словно отвечая на критику, заявил, что «Единая Россия» в рамках работы по совершенствованию пенсионного законодательства готова идти на компромиссы и учитывать все конструктивные замечания из регионов. В частности, ко второму чтению законопроекта в Госдуме фракция будет предлагать снизить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию с 45 до 42 лет мужчинам и с 40 до 37 лет женщинам.
Кроме того, фракцией будет предложено сохранить действующие условия назначения пенсий для коренных и малочисленных народов Севера.
- Итогом парламентско-общественных слушаний должны стать решения, которые позволят выстроить в нашей стране сбалансированную, устойчивую и эффективную пенсионную систему, — подчеркнул Сергей Неверов.
В свою очередь, депутат Андрей Марков, комментируя итоги парламентско-общественных слушаний по совершенствованию пенсионного законодательства, отметил всю важность состоявшейся дискуссии.
- Прошедшая острая дискуссия показала, насколько острым и неоднозначным вопросом для всех наших граждан являются предложенные меры по совершенствованию пенсионного законодательства. Ведь до сих пор мы не видели, чтобы на одной площадке депутаты, эксперты, лидеры общественных организаций и простые граждане так активно и открыто обсуждали бы предложенные законопроекты. И я очень рад, что дискуссия вышла за рамки обсуждения поправок к законопроекту о повышении пенсионного возраста, а затронула более глубинные и фундаментальные вопросы социально-экономического развития России и государственного устройства. Ведь вопрос пенсионного обеспечения нельзя рассматривать в отрыве от решения многих существующих проблем и от справедливости общественных отношений вообще. Именно о таком комплексном восприятии «пенсионного вопроса» и шла сегодня речь в Государственной Думе. Таких дискуссий должно быть, конечно, больше. Сегодня я заметил, что серьезного конструктивного сближения позиций сторонников и противников изменения пенсионного законодательства не произошло. Это чувствовалось в зале по тому, как люди комментировали выступления с трибуны. Но парламентские слушания – абсолютно правильный и необходимый инструмент организации общественного диалога, их результаты, надеюсь, повлияют на итоговый текст закона.