Депутат Андрей Марков: "Задача власти - создать условия для развития креативных индустрий"

2 февраля 2025, 12:45

Депутат Государоственной Думы ФС РФ Андрей Маркров принял участие заседании Воронежского клуба политологов. на котором состояласт дискуссия о связи массовой культуры и политики.

Вектор диспуту задала команда московских политологов (Илья Помигуев, Дмитрий Алексеев, Полина Копылова) из Института научной информации по общественным наукам РАН, которые представили результаты своего научного проекта «Массовая культура и политика: в поисках ценностей». 

Массовая культура – это все продукты человеческой деятельности, представленные в развлечениях. Массовая культура, с одной стороны, ориентируется на запросы потребителя, развлекает его и коммерциализируется. С другой, через массовую культуру возможно формирование отношения к власти, политическим событиям, побуждение к действию/бездействию. Наши эксперты проанализировали кино, юмористический контент, видеоклипы, видеоигры, мемы, русский шансон. Большинство топовых российских фильмов – сиквелы, новая интерпретация классических сюжетов или продолжение популярных фильмов. Это реакция на запрос аудитории видеть привычных и любимых персонажей, на некоторую ностальгию. Главные, транслируемые через кино ценности: семья, патриотизм, дружба. В самых популярных юмористических роликах высмеивается коррупция, подчёркивается доминирующая роль России и Президента, поворот на Восток. Культурные продукты, созданные на материалах регионов, могут стать популярными, повысить узнаваемость региона, при условии яркого представления общенациональных ценностей. Общероссийские продукты массовой культуры, возникшие в регионах, сохраняют признаки своих территорий.

В дискуссии профессор Надежда Поливаева предложила расширить перечень продуктов массовой культуры для анализа и подготовить практические выводы результатов исследования. Массовая культура не самый надёжный источник поиска политических ценностей. Александр Романович не согласился с тезисом о сильном влиянии ностальгии на массовую культуру: время таких проектов, как «Старые песни о главном» закончилось. С другой стороны, успех фильма «Слово пацана» открыл иные грани ностальгии. Виктория Черникова посоветовала учитывать просмотры фильмов на платформах интернет: рейтинг кинопродуктов был бы иным. В современных отечественных фильмах не формируется образ сегодняшнего человека, образ сегодняшней реальности. Сергей Хаустов напомнил, что ключевое значение для культуры играет не кино, а литература. Константин Квасов уверен, что развитие региональных и национальных культур создает положительный эффект: дружба народов во время Великой Отечественной войны заложила основу для будущей Победы. Игорь Титов подтвердил вывод политологов о полезности выхода региональных продуктов масскульта на федеральный уровень успехом своего проекта: победа на всероссийском конкурсе проекта «Веловоронеж» открыла новые возможности для презентации региона. Кроме того, в основе кино всегда лежит текст, литература.

Депутат ГосДумы Андрей Марков вспомнил признание Фрэнсиса Копполы о мировом значении русской литературы, в том числе для американского кинематографа. Депутат уверен, что русская культура сегодня вступает в новый этап своего развития, на котором будут найдены ответы на главные вопросы современности и сформулируется образ будущего и для России, и для всего мира. Как это уже ни раз случалось. Будущее ещё более значимо для нашей культуры, нежели ностальгия по прошлому. Основная задача для регионов в контексте обсуждаемой темы – это создание благоприятных условий «для своих» творцов (авторов) внутри субъекта Федерации. В итоге это развивает всех, так как региональные продукты становятся фактором общероссийской массовой культуры. В Воронежской области это можно проиллюстрировать на примере государственной поддержки развития такого направления креативных индустрий, как анимация. В Воронеже при поддержке губернатора уже третий раз будет проведен ежегодный Международный анимационный фестиваль, создается уникальный Дом анимации. Через два года есть шанс вступить в новую эпоху, когда в Воронеже будет создан кластер для развития этого сектора креативных индустрий.