На очередном заседании Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления были рассмотрены законопроекты о чрезвычайных ситуациях, государственной службе и муниципальных услугах.
Больше всего внимание депутатов привлек проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в части повышения оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации)". Данным законопроектом предусматривается установление единых подходов к информационному обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение эффективности своевременного информирования населения о потенциальных рисках техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также совершенствование порядка проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как отметил представлявший законопроект заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Серко, речь идет о возможности спасателей МЧС реагировать на изменение оперативной обстановки при ликвидации лесных пожаров, когда огонь распространяется с огромной скоростью.
- В тайге верховой лесной пожар идет со скоростью 120 километров в час. Нам нужно людей спасать, а не ждать, пока к какому-нибудь селу подойдет стена огня.
Депутаты согласились с доводами спасателей, но в то же время отметили, что законопроектом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны обеспечивать проведение эвакуационных мероприятий не только при возникновении чрезвычайных ситуаций, но и при угрозе возникновения такой ситуации. Что чревато рисками проведения «ложных» эвакуаций.
Кроме того, парламентарии отметили, что законопроектом устанавливается возможность принудительной эвакуации граждан из зоны чрезвычайной ситуации по решению комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Однако, без помощи полиции и Росгвардии подобную эвакуацию вряд ли получится провести, таким образом необходимо принять еще и подзаконные акты, обязывающие сотрудников полиции в случае угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, прийти на помощь спасателям.
Не вызвали поддержки среди депутатов два законопроекта «О государственной судебной службе РФ» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с введением государственной судебной службы РФ». Эти законопроекты предлагают выделить в отдельный вид госслужбы государственную судебную службу РФ; что должно способствовать решению проблем с укомплектованием кадрами судей и работников аппаратов судов. Но депутаты отвергли это предложение, отметив, что нет необходимости выделения государственной судебной службы в отдельный вид госслужбы.
Депутаты также предварительно ознакомились с законопроектами «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в целях закрепления права заявителя на выбор формы получения государственных и муниципальных услуг», «О внесении изменения в статью 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Также в рамках Комитета состоялось заседание и Подкомитета по реализации профильных государственных программ РФ, в который входят депутаты Александр Пятикоп (председатель Подкомитета) и Андрей Марков.
Депутаты заслушали доклад «О социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа в 2020 году», подготовленный Ольгой Рухуллаевой, директором Департамента реализации госпрограммы социально-экономического развития СКФО Минэкономразвития РФ. Депутаты приняли решение направить выработанные предложения Комитета в Минэкономразвития России и профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации.
Также депутаты рассмотрели доклад о ходе реализации госпрограммы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», по итогам которого принято решение направить выработанные предложения Комитета на рассмотрение в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Счетную палату Российской Федерации.