Нам любые дороги дороги Или как туристической отрасли в России “переварить слона”?

25 октября 2024, 15:45
Фото с сайта Государственной Думы ФС РФ

Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры провел круглый стол на тему «Летний туристический сезон 2024 года: итоги и проблемы. Автотуризм как альтернатива традиционному». Помимо парламентариев, участниками мероприятия стали представители Корпорации Туризм.РФ, Минэкономразвития России, федеральных и региональных ведомств, туристического бизнеса и деловых объединений.


Главный вывод: показатели роста внутреннего туризма в 2024 году стали рекордными за всю историю статистических наблюдений, но для дальнейшего развития отрасли в соответствии с намеченными планами необходимо расширить географию поездок и нарастить номерной фонд. 

В частности, за лето 2024 года россияне совершили около 35 млн поездок. Но это предварительные итоги - в частности, по оценкам Минэкономразвития РФ, турпоток по стране в период с мая по сентябрь превысил 42 млн. поездок.

В лидерах по турпотоку традиционно находится Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург. В то же время наибольший прирост турпотока наблюдается в таких на первый взгляд “нетуристических” регионах, как Тыва, Рязанская и Калужская области, Якутия, Чечня, Дагестан и Северная Осетия. Высокий прирост показывает и Республика Крым: с января по сентябрь 2024 года полуостров принял более 5 млн человек.

* * *

Есть и проблемы. С колоссальным ростом турпотока не совсем справляется номерной фонд в регионах РФ. На сегодняшний день номерной фонд составляет 911 тысяч номеров. Более 4,5 тысячи номеров были введены в этом году с помощью программ государственной поддержки (всего же за период действия программы поддержки государства с 2022 года введено 7,5 тысяч номеров).

По мнению президента Российского союза туриндустрии Ильи Уманского, дальнейшее развитие гостиничной инфраструктуры в России невозможно без государственных мер поддержки. Но эти меры часто не достигают тех, кому они адресованы. Так, налоговые льготы, которые предоставляются гостиницам, работающим на общем режиме, не предоставляются гостиницам, которые использую упрощенную систему налогообложения.

Участники «круглого стола» отметили также рост цен на авиа и железнодорожные билеты, рост стоимости размещения, недостаточность оснащения мест туристического притяжения элементами доступной среды для людей ограниченной мобильности.

В свою очередь директор департамента реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития РФ  Георгий Груша отметил, что в правительстве видят большой потенциал для роста туризма не только в накачке отрасли деньгами, но и в усилиях регионов по снижению сезонности. То есть, чтобы на Дальний Восток, на Кавказ и в Сибирь было бы интересно и комфортно приезжать не только в период летних отпусков, но и зимой. 

* * *

Выросло число туристов, приезжающих в Россию из-за рубежа. По предварительным итогам года, нашу страну посетило более 5 млн человек. В том числе за летний период в Россию прибыли 1,65 млн человек, которые воспользовались механизмами электронной визы и безвизовых групповых поездок. 

- Но и в этом направлении есть пожелания, - говорит Илья Уманский. - Прежде всего, необходимо сделать ее многократной. Поскольку многие туристы, берущие электронную визу, приезжают в Россию с бизнес целью. И они готовы вернуться сюда, но для этого необходимо опять пройти весь круг с получением визы. Ведь даже сегодня в зоне Шенгена россиянам предоставляют многократные визы. И нам надо к этому стремиться. 

Еще одна проблема: необходимо, чтобы виза стремилась к сокращению объема данных, которые нужно подавать для ее получения. 

Большая часть иностранных туристов едут в Москву и Санкт-Петербург - 67% от всего потока въезжающих. И наибольший рост турпотока наблюдается из КНР - в этом году количество туристов из Поднебесной, желающих посмотреть города России, увеличилось в три раза. 

В два раза вырос туристический поток из Ирана. В принципе, отмечают в Российском союзе туриндустрии, количество иностранных туристов, въезжающих в Россию, могло бы вырасти еще больше, но помешали внешние факторы - в частности, военный конфликт на Ближнем Востоке.

Растет количество туристов из стран СНГ - в частности, на 30 процентов выросло количество туристов из Белоруссии, желающих посмотреть Москву и Петербург. Среди прочих регионов, которые посещают иностранцы, в лидерах рейтинга также числятся Краснодарский край и Татарстан. 

* * *

В то же время сохраняется высокий поток и выездного туризма. По данным Российского союза туриндустрии, с мая по сентябрь нынешнего года россияне совершили около 5,5 миллиона туристических поездок за рубеж, что на 10 процентов больше, чем в прошлом сезоне. 

Причем, больше половины российских туристов этим летом традиционно отправились отдыхать в Турцию - 2,8 миллиона поездок. Абхазию и Таиланд посетили по одному миллиону россиян, ОАЭ - 380 тысяч, Египет - 260 тысяч. Европу в туристических целях совокупно посетили 140 тысяч соотечественников.

- Число организованных туристических поездок за рубеж в этом году может достичь 10 миллионов, а общее число выездных поездок — 24 миллиона, - уверен Илья Уманский. - Это говорит о том, что не весь выезд организованный. Превалирующая часть туристов летают на самолетах, объем международных перевозок вырос на 40 процентов по сравнению с прошлым годом».

То есть, потенциал для развития российской туристической отрасли огромный - ведь многие российские курорты могли бы “перехватить” хотя бы часть туристов, сегодня предпочитающих пассивный пляжный отдых за границей.   

* * *

Своим видением развития отрасли поделились и представители регионов. В частности, Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области, сравнил график посещаемости региона со знаменитым рисунком Антуана де Сент-Экзюпери “Удав, который проглотил слона” - дескать, в начале и конце года нет никого, зато в три летних месяца приезжает основная масса туристов, создавая ажиотаж и дефицит мест в гостиницах. 

Наша задача - “переварить слона”. То есть, снизить сезонность турпотока за счет повышения привлекательности региона за счет увеличения культурной компоненты. 

Впрочем, эта задача стоит перед всеми российскими регионами - в том числе и перед самыми успешными. Поэтому министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Ганзий выступил с предложением о создании в России сети Центров компетенций индустрии гостеприимства. Кадровый дефицит в сфере курортов и туризма растет, а с учетом развития туризма в исторических регионах  и реализации федеральных проектов (таких, например, как «Пять морей и озеро Байкал») потребность в кадрах будет только увеличиваться. Пока таких центров на юге России нет. 

- И еще одно дополнение, на наш взгляд одно из самых существенных, - это наша общая совместная работа по формированию стабильного позитивного информационного поля для развития внутреннего туризма. - отметил Сергей Ганзий. -  Это крайне важно как для Крыма, где туризм был и остается стратегической отраслью экономики региона, в которой работает практически каждый седьмой крымчанин трудоспособного возраста, так и для всей страны. Все россияне должны быть уверены, что российские курорты готовы принимать гостей круглый год, их всегда ждут комфортные отели и новые турпродукты.

* * *

Также участники “круглого стола” отметили все возрастающую в отрасли роль автотуризма. Так, уже сегодня более половины туристов едут по России на своих автомобилях. 

Еще больше доля автопутешественников в Крыму – более 65 % отдыхающих прибыли на полуостров по Крымскому мосту на автомобилях (среди них 11%  приехали на автобусах через исторические регионы России).

Во многом это связано с экономией бюджета, так как путешествовать на авто дешевле, чем на самолете или поезде, особенно для семей с детьми. 

Также огромную роль играет свобода выбора маршрута и времени путешествия. 

Поэтому в рамках концепции развития автотуризма к 2035 году численность туристов на своем автотранспорте должна вырасти в 1,5 – 2 раза. Но для этого необходимо приблизить дорожно-транспортной инфраструктуру в России к мировому уровню, создать условия для комфортного путешествия на дорогах - в частности, развить сеть электрозаправок для электромобилей, построить мотели и многофункциональные зоны дорожного сервиса, в том числе для семей с детьми, установить устойчивую мобильную связь и интернет на всем протяжении федеральных трасс.

Словом, сделать нужно все. И желательно сразу.  

* * *

Кстати, примерном развития автотуризма может стать Крым - недаром по поручению Президента Российской Федерации на полуострове уже начата разработка региональной концепции развития автотуризма на основе трассы «Таврида» и съездов к морскому побережью, которая может стать основой для модернизации транспортной инфраструктуры, необходимой для развития туризма, по всей России.

В частности, на данный момент в Крыму вдоль трассы «Таврида»  расположены 11 современных многофункциональных зон дорожного сервиса, еще 9 находятся в стадии проектирования. В летний период в Крыму работает 16 кемпингов и автокемпингов.  Ведется работа над разработкой знаков туристской навигации вдоль основных дорог. В частности, уже установлено 14 знаков навигации на трассе «Таврида» и порядка 700 таких знаков в муниципалитетах, а до конца 2024 года будет установлено еще 17 знаков на трассе «Таврида» и 145 - в муниципальных образованиях. 

Дорожный сервис может стать рекламой и для иностранного туриста. 

Как отметила в своем выступлении Анастасия Козлова, генеральный директор ООО “Автодор-Девелопмент”, скоро в нашу страну могут нагрянуть миллионов китайских автотуристов, предпочитающих путешествовать в автодомах. Сегодня они ездят по странам Индокитая, Ближнего Востока и Африки, а завтра могут прибыть и к нам. 

- Вы хотя бы представляете, сколько миллионов литров отходов может дать миллион домов на колесах?!” - волнуются эксперты. - И нам уже не сегодня - завтра нужно быть готовыми ко всему.