Андрей Марков: «Каждый инвестор должен иметь гарантию, что его бизнес будет под охраной власти»

23 июля 2017, 16:30
обсуждение государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа»

Депутат Андрей Марков принял участие в рабочем заседании по проблемам реализации в 2016 году государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. На встрече, прошедшей в стенах Комитета по вопросам федеративного устройства и вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ, присутствовали  представители Министерства финансов, Министерства экономического развития, Счётной палаты РФ, субъектов, входящих в состав СКФО.

Государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», принятая в апреле 2014 года, стала, пожалуй, самым амбициозным планом федеральной власти за минувшие годы. Всего за десятилетие превратить убыточные регионы с нестабильной экономической и социально-политической обстановкой в некое подобие процветающей «российской Швейцарии» - вот масштаб задачи, поставленной Минэкономразвития перед региональными властями. В преамбуле госпрограммы об этом говорится так: «В результате реализации Стратегии Северо-Кавказский федеральный округ будет являться: ведущим центром лечебно-оздоровительного и горнолыжного туризма в России и государствах - участниках СНГ; крупным поставщиком экологически чистых продуктов питания; развитым транспортным узлом, связывающим Россию со странами Средиземноморья и Закавказья; привлекательной территорией для постоянного проживания». 

Программа включает в себя 10 подпрограмм и более 8300 мероприятий, которые по большей части направлены на создание в СКФО туристического кластера и на развитие медицинской и санаторно-курортной индустрии. Отдельными пунктами прописаны меры по развитию учреждений социальной сферы в регионе и создание Каспийского транспортного комплекса.

Сегодня, по данным Минэкономразвития, госпрограмма по уровне финансового исполнения занимает 9 место среди 37 других госпрограмм, которые реализуются в России – это очень хороший показатель. В каждом из регионов СКФО уже созданы региональные Корпорации развития, на счета которых уже перечислено по 500 млн рублей на финансирование инвестиционных проектов. Однако, как отметили участники совещания, с исполнением намеченных мероприятий возникли определенные проблемы.
 
К примеру, как сообщил заместитель министра экономического развития Ставропольского края Алексей Когарлыцкий, в рамках госпрограммы уже введена в эксплуатацию школа в Ставрополе, в ближайшей время свои двери распахнет новая школа в Пятигорске. Есть сдвиги и в реальном секторе экономики – уже запущено строительство завода прицепной техники. Но процесс создания медико-реабилитационного кластера в крае пока еще стоит на месте – как пояснил чиновник, это было связано и с проволочками с выделением участка под строительство, и с тем, что на выделенном участке были найдены археологические памятники, поэтому строительство пришлось переносить на новое место. 

В Дагестане, как сообщил заместитель министра экономики и территориального развития республики Абдурахман Абдурахманов, в рамках программы ведены в эксплуатацию 5 объектов: 3 школы, набережная города Дербента и инженерная инфраструктура в Махачкале. Кроме того, до конца текущего года планируется сдать в эксплуатацию еще 6 объектов: 2 больницы, 2 детских садика, 2 школы. В то же время, как отметил Абдурахман Абдурахманов, развитию туристического кластера препятствует неудовлетворительное, мягко говоря, экологическое состояние побережья Каспия, вызванное открытым сбросом канализационных стоков. Строительство новых канализационных коллекторов и очистных сооружений уже давно стало настоящей «болевой точкой» республики. Несколько лет назад, в рамках госпрограммы «Юг России», рассчитанной на 2008 – 2013 годы, в Махачкале и других крупных городах Дагестана началось строительство очистных сооружений, но после завершения программы незавершенные объекты были брошены, а денег на достройку канализации в местном бюджете нет. 

Похожие проблемы наблюдаются и в других регионах Северо-Кавказского федерального округа.
 
Так, в Чечне насчитывается 24 незавершенных объекта,  строительство которых также велось в рамках программы «Юг России». Возможно, закончить строительство помогли бы средства частных инвесторов, однако, бизнес все еще не спешит вкладывать деньги в республику, опасаясь ее неоднозначной репутации. Поэтому даже стимулирующее решение правительства о поэтапном сокращении дотаций из федерального бюджета на 2 % в год в республике было воспринято со страхом, ведь иного источника средств в бюджете пока еще нет. Дефицит средств сказался даже на школьном образовании – сегодня в 38 школах Чечни введено трехсменное обучение из-за нехватки мест в школах. 

Трудности с привлечением инвесторов испытывает и Северная Осетия, где республиканская Корпорация развития финансирует строительство туристического отеля в горах и зерносушильного комплекса. 

При этом, и многие российские банки не спешат инвестировать в экономику Северного Кавказа. Сложилась парадоксальная ситуация – государство вкладывает в развитие экономики регионов деньги из государственного бюджета, а банки с государственным участием почему-то самоустраняются от инвестиций. 

Комментируя итоги заседания, депутат Андрей Марков отметил, что государственные целевые программы в нынешнем виде все менее оправдывают себя как действенный и эффективный инструмент реализации государственной политики. 

- Проблемы канализации, водопровода, недостроенных больниц, школ, спортивных объектов – все это существует в каждом российском регионе, и все эти проблемы, безусловно, требуется решить во всей стране, - заявил депутат Марков. – Но программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» была принята не для того, чтобы за счет бюджетных средств заменить частные инвестиции в экономику. Надо обратить внимание местных властей на те механизмы, с помощью которых регионы смогут преодолеть свое экономическое отставание, и поддержать развитие таких механизмов. И для этого вовсе не надо строить за бюджетные средства зерносушилки или гостиницы для туристов и создавать под них государственные управляющие кампании – для этого всего есть бизнес, и он эффективнее по определению. Не государство должно строить гостиницы, но частные инвесторы, а вот государственная задача - привлечь инвесторов и обеспечить ему комфортные условия. Для Северного Кавказа ключевой вопрос – безопасность. Каждый инвестор должен иметь от властей гарантию, что его собственность будет под надежной охраной, что он не станет жертвой каких-либо противоправных действий и всегда сможет найти защиту. 

Рабочие встречи по проблемам реализации госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» будут продолжены.