Андрей Марков: «Перетягивая бюджетное одеяло, важно его не порвать»

16 января 2017, 1:00
дума
Фото: РИА "Новости"

Государственная дума VII созыва отработала первый месяц со дня первого заседания 5 октября. Депутаты распределились по комитетам, обосновались в кабинетах, познакомились с соседями по залу заседаний – и начались будни. Депутат-единоросс Андрей Марков, избранный по Павловскому одномандатному округу, рассказал о первых впечатлениях о работе в Думе, о распространении воронежского опыта поддержки ТОС на всю страну и правилах перетягивания бюджетного «одеяла». 


- Андрей Павлович, какими стали первые недели работы в Государственной думе, оправдались ли ваши ожидания?

- Я не новичок в этой системе, в политической и партийной работе – поэтому работу в Думе представлял себе примерно такой, какая она и есть на самом деле. Но то, что видят избиратели (пленарные заседания), – это только верхушка всей думской работы, публичная ее часть. Гораздо интереснее и в то же время сложнее, к чему нужно дополнительно адаптироваться – это работа внутри фракционных групп и в комитете. Депутат встроен в думский механизм и обладает не только возможностями, но и ограничениями – нас 450 человек, и согласование интересов и мнений требует активного взаимодействия.

- Нравится вам быть депутатом Госдумы?

- Это работа. Трудиться же надо так, чтобы тебе твоя деятельность нравилась. А не сидеть  в кресле и раздумывать, нравится или нет… 

- В Воронежской области вы стали одним из разработчиков механизма господдержки ТОС. В Госдуме вошли в профильный для себя комитет - по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Это, разумеется, не случайно?

- Определяющим для распределения парламентариев по комитетам является их желание работать в той или иной теме. Но поскольку комитетов 26, и они должны быть сопоставимы по размеру, не во всех случаях интерес депутата может быть полностью учтен. Пришлось приложить усилия, чтобы оказаться в нужном комитете. Надеюсь, именно здесь я смогу плотно работать над той тематикой, на которой делал акцент в общении с избирателями. 

- Какими видятся перспективы общественного самоуправления с федерального уровня? Возможно ли распространение успешного опыта Воронежской области на всю страну?

- Это возможно, и это планируется. Но, может быть, в других масштабах и направлениях, чем виделось из Воронежа. Комитет состоит из 17 человек. 14 из них - единороссы. Поэтому, по сути, мы работаем внутри партии, но требуется согласование позиций с представителями других регионов. Члены комитета уже начали выдвигать предложения, как нужно организовать поддержку общественного самоуправления. И это как раз тот этап, который мы в Воронежской области уже прошли. 

Разрабатывая систему поддержки общественного самоуправления по поручению губернатора, мы изучили опыт Ленинградской, Владимирской, Белгородской и других областей. И после анализа нескольких моделей территориального общественного самоуправления создали свою - уникальную с точки зрения неформальности процесса предоставления поддержки, минимизации бюрократии. 

В комитете мы планируем обсудить опыт нескольких регионов, выбрать то, что будет ценным для федерального уровня, и скомпоновать в единую модель, которую попробуем закрепить законодательно. 

Центральный вопрос – это все-таки материальная поддержка. Ведь люди ждут нашего внимания, нашей ответственной работы. А именно она позволяет, как лакмусовая бумажка, показать, интересны инициативы граждан государству или нет. 

Мое предложение – я говорил об этом во время предвыборной кампании и уже озвучил членам комитета – в том, чтобы попробовать хотя бы ту небольшую сумму, которая есть в программе по развитию сельского хозяйства, распределить не по вертикали агропромышленного комплекса, а по горизонтали территориального развития. 

- О какой сумме идет речь?

- В этом году она на всю страну небольшая - около 800 млн рублей. И воронежская область не участвовала в их распределении, хотя вложила в поддержку местных инициатив собственных 60 млн. Но если хотя бы малую часть федеральных средств нам удастся дополнительно направить в регион в следующем году – это дало бы новый импульс общественному развитию села и малых городов. 

- Возможно ли увеличить трансферты региону на указанные цели?

- В Воронежской области объем финансовой поддержки ТОС останется, как минимум, на том же уровне. Сможем ли мы убедить всех в необходимости увеличения этих расходов уже из средств федерального бюджета – покажет время. Нам сначала надо обобщить все интересы и найти единое решение. 

- Какой опыт региона вы хотите предложить как успешный? Что вы считаете самым ценным в воронежской системе поддержки ТОС?

- Две вещи. Процедуру нашей системы поддержки территориального общественного самоуправления и ее смысл, содержание. Но при этом надо понимать их взаимосвязь. Если содержательно мы предлагаем стремиться к правильным вещам, но процедура не позволяет их реализовать, то это чревато напрасными стараниями. Мне кажется, у нас получился оптимальный вариант. Мы не нагружаем активистов на местах отчетностью, свели бюрократию к минимуму. Наша система поддержки ТОС построена на доверии. Именно это я считаю важным предложить.  Осталось убедить коллег, что наша процедура наиболее реалистична с точки зрения воплощения, ведь наша модель работает уже три года

- Вы не раз говорили, что областные власти не ставят перед собой задачу контролировать расходование средств, выделяемых на поддержку ТОС. На федеральном уровне можно применить эту практику?

- Какая разница - федеральные, региональные или муниципальные это деньги? Они все равно попадают к людям. Когда я говорю, что расходование средств, выделенных на поддержку ТОСов, не нужно контролировать, то имею в виду, что самый тщательный контроль осуществляется на местах. Не сверху, а снизу. У нас в регионе средний размер гранта  - 150 тыс. рублей, средний размер ТОСа - 150 человек. Украсть по тысяче? Если люди собрались, чтобы воплотить свою мечту, то им нужна именно воплощенная мечта, а не деньги. 

- В области при консультативной и финансовой поддержке правительства активно развиваются ТОСы, НКО, но зависит ли гражданская активность от этого напрямую?

- Гражданская активность заключается в том, что люди объединяются по интересам, которые им нужно реализовать. И делают это, как правило, без помощи государства. У нас, например, очень активные и самостоятельные ветеранские организации, особенно в районах – активисты ставят памятники, работают с детьми, организуют секции, вокруг них кипит жизнь. Мы должны это замечать и предлагать помощь.  

Когда мы начали поддерживать территориальное общественное самоуправление, то обнаружили великолепные проекты и активных людей. Очень важно, чтобы государство с ними взаимодействовало. Поддержка движения ТОС позволяет вовлечь этих граждан в орбиту внимания власти. Начинаешь с ними взаимодействовать – и это скрепляет в целом общество. Когда мы этих людей не видим или игнорируем, они все равно действуют, но однажды это может дать обратный эффект.

- Какой график предполагает работа в Государственной Думе?

- Нам утвердили график: три недели в Думе и неделя в регионе. Мне это было удивительно: ведь так и должен работать депутат. Зачем эти дополнительные регламенты? Оказалось, что вопрос проблемный, и многие протестовали. Больше всех против нового регламента возражали почему-то оппозиционные партии, уверяли, что депутатам нужно куда-то уезжать, по каким-то причинам отсутствовать. Не знаю, почему это вызвало протесты, но работать в комитетах и шесть раз в месяц принимать законы на пленарном заседании – это наша задача.

Было также предложение штрафовать за пропуск пленарных заседаний без уважительной причины. Если порядок утвердят, это будет весомая сумма - шестая часть зарплаты за каждый прогул.

- Позади ваша первая региональная неделя. Что успели сделать?

- Встретился с депутатами, избранными от «Единой России» по  одномандатным округам и спискам, обсудили планы работы. Встречался с главами районных администраций, чтобы согласовывать позиции. Трижды выезжал в районы. Самое важное с точки зрения общения с избирателями мероприятие прошло в Калаче - Ресурсный центр поддержки НКО, Большой совет НКО и Ассоциация ТОСов провели там межмуниципальный общественный форум, обучали активистов, рассказывали, как  получать гранты и реализовывать проекты. 

- Работая в правительстве, вы часто проводили прием в общественной приемной губернатора. Сейчас вы побывали в районах, где избирались как депутат. С какими проблемами приходят к вам теперь?

- С теми же самыми. Людям не важно, какая это ветвь власти или какой уровень. Им важно, чтобы проблема была решена. А у депутата регионального или федерального уровня достаточно полномочий и знаний, как функционирует система и на какую кнопку нужно надавить, чтобы получить результат. 
Была встреча с жителями Семилукского района, обеспокоенными тем, что в аренду будет отдан один из прудов. Местные жители боятся, что лишатся возможности отдыхать там, как это было заведено десятки лет назад. Но семилукцы не обладали точной информацией о сделке. Поэтому я созвонился с районной администрацией, попросил показать им все бумаги, дать консультацию и объяснить, будет ли вообще пруд сдаваться в аренду. 

Обсуждали проблему вкладчиков кооператива «Финансист». В свое время назойливая реклама привлекла к кооперативу внимание людей, которые не очень разбираются в том, какие правила игры действуют в финансовом мире. Они вложили свои деньги, кооператив развалился, преобразовался в акционерное общество «Ренессанс», все вкладчики получили права акционеров, но не получили дивидендов и не могут продать свои акции. Проблема тут не только в плоскости закона, но и в том, что люди, которые это все построили и управляют сбережениями граждан, поступают бессовестно. Проблема неприятная и важная. Но быстро ее решить нельзя. Решением может быть только ужесточение ответственности строителям таких пирамид на федеральном уровне.

Были и частные вопросы. Обратилась одинокая молодая мама, которая живет и работает в Воронеже. Ее маленького ребенка не брали в детский сад из-за отсутствия воронежской прописки. Главная проблема в том, что служащие во всех инстанциях, где ей отказывали, не задумались о том, что маленький человек обладает такими же правами, как и все мы, и не должен лишаться того, что получают его ровесники. Прописка – это ведь не догма. Вопрос в том, как мы относимся друг к другу. Конечно, ей в итоге помогли, проблему решили. Но равнодушное, бюрократическое отношение к человеку меня всегда неприятно удивляет.
Проблема доброго отношения к гражданину – это не та проблема, которую должен решать депутат Госдумы. Если бы эта молодая мама попала к нормальному чиновнику, который не отмахивается и не ссылается на тысячи инструкций, а просто по-доброму относится к людям, такие проблемы не требовалось бы решать сверху.

- Не боитесь, что вас завалят такими точечными проблемами?

- Нет, не боюсь, мы уже семь лет работаем в общественных приемных губернатора  - и ничего, справляемся. 

- На чем ещё планируете сосредоточиться в своей законотворческой деятельности?

- Сейчас нам с коллегами нужно понять, какими ресурсами мы располагаем. Например, есть проблема межбюджетных отношений – как распределять налоги на местном, региональном и федеральном уровнях. Мы понимаем, что местный уровень нуждается в определенной финансовой самостоятельности, потому что решать каждую локальную проблему на федеральном уровне или в правительстве области - неправильно. Есть вопросы, с которыми прекрасно можно разобраться на месте - быстро, качественно и, как правило, дешевле. Но в то же время мы должны понимать, что сейчас непростая ситуация с бюджетом, поэтому бюджетное одеяло надо перетягивать так, чтобы не порвать. 

- И предложение орловских депутатов увеличить финансовое обеспечение чиновников прозвучало на фоне имеющейся экономической ситуации некрасиво…

- Согласен, предложенный орловскими депутатами законопроект «О дополнительных социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности в регионах» выглядит неуместно, поэтому комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления его единодушно рекомендовал отклонить на пленарном заседании. Собственно, это уже произошло, и закон не принят. 

- Воронежские депутаты-единороссы вошли в состав разных комитетов. Взаимодействуете?

- Конечно. Но первый месяц был сложный для работы, потому что даже кабинеты в это время были не у всех. Оставались кабинеты у Аркадия Пономарева и Сергея Чижова – они депутаты уже не первого созыва. У меня, Татьяны Сапрыкиной и Евгения Ревенко все было в походном режиме. Поэтому взаимодействовали до последнего времени, можно сказать, в кулуарах. 

- Кто ваши соседи в зале заседаний?

- Зал разделен на секции по три-четыре места. Мои соседи – депутат от Воронежской области Алексей Журавлев, герой Крымской весны и экс-вице-премьер правительства полуострова Михаил Шеремет, бывший директор ФСБ Сергей Ковалев. 

- Как определяется, кто где будет сидеть?

- Это просто случайная выборка, я думаю. Постоянных мест нет даже у депутатов, которые пришли в Думу не в первый раз. Персональное кресло с прошлого созыва осталось только у Николая Валуева – он слишком большой для обычных мест, пришлось специально делать под него.

- Как складываются отношения с воронежскими депутатами, избранными от других партий?

- У нас прекрасные взаимоотношения и с Сергеем Гавриловым (КПРФ), и с Алексеем Журавлевым («Родина»). Позиция Журавлева ясна и не противоречит в большинстве случаев позиции единороссов. Сергей Гаврилов возглавил комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций. Поэтому мне его тематика близка ввиду прежнего места работы, это был мой участок в правительстве области. Теперь законодательные вопросы развития гражданского общества на федеральном уровне - это целиком «наше поле».  И здесь мы – именно вместе, а не порознь - сможем сделать очень много полезного и правильного.