Необходимо законодательно закрепить за местными бюджетами дополнительные источники дохода, благодаря которым органы местного самоуправления смогут финансировать строительство и реконструкцию дорожного фонда местного значения – к такому выводу пришли участники «круглого стола» «Автомобильные дороги местного значения: вопросы строительства, реконструкции, ремонта и содержания», организованном в Государственной Думе Комитетом ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В частности, как заявил первый заместитель Руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев, при существующих ценах на строительство километра асфальтированной дороги (в среднем по России, 1 километр новой дороги обходится бюджету в 59 млн рублей) небольшим муниципалитетам хватает средств только на «ямочный» ремонт и точечное благоустройство. И на выплату штрафов контролирующим органам.
Так, Онгурёнское сельское поселение в Иркутской области прославилось на всю страну, когда ГИБДД обязало администрацию села установить перед школой дорожные знаки пешеходного перехода, «лежачего полицейского» и нанести дорожную разметку в виде «зебры». В итоге село стало единственным населенным пунктом в мире, где на обычной тропинке установлены знаки пешеходного перехода. А вот «зебру» нанести на траву не получилось.
- Так что, возможно, главу поселения попытаются еще и наказать за недоработку, – отметил парламентарий.
В качестве еще одного абсурдного примера депутаты привели случай в Еланцинском сельском поселении все той же Иркутской области, администрацию которого местный суд по иску ГИБДД обязал построить и отремонтировать 100 км дорог. Только вот бюджет села составляет 16 млн рублей – то есть, решение суда местная администрация сможет выполнить только через 368 лет упорной работы, да и то, если цены на строительство дорог не вырастут.
Поэтому выход из создавшегося положения ряд муниципалитетов находит в передаче полномочий на районный уровень, позволяющей укрупнять средства. В некоторых субъектах принимают отдельные региональные программы: в Новосибирской и Иркутской областях, в Пермском крае и ряде других.
В некоторых регионах местные власти ради ремонта дорог самостоятельно увеличивают муниципальную долю в сборах на дорожные фонды - например, в Забайкальском крае, Тульской и Сахалинской областях выделяют в местные бюджеты не 10 процентов сборов с акцизов на нефтепродукты, а уже 20 процентов.
Ряд депутатов предложили наделить муниципалитеты правом на добычу природных ископаемых – песка, глины и щебня, что поможет обеспечить рабочих более дешевыми материалами для дорожных работ.
Также участники круглого стола предложили распределять в равной пропорции между региональными и местными бюджетами поступления от штрафов ГИБДД, а также ввести в качестве местного налога транспортный налог в отношении физлиц, чтобы поступления от данного налога зачислялись в муниципальные дорожные фонды – по расчетам некоторых депутатов, это увеличит доходную базу муниципалитетов минимум на 109 млрд рублей.
- Очевидно, что «дорожный вопрос» стал самым ярким подтверждением того, что что назрел вопрос о смене парадигмы межбюджетных отношений федерального центра с местным самоуправлением, - так прокомментировал итоги «круглого стола» депутат Андрей Марков. – Необходимо не просто определить новые источники финансовых поступлений в местные бюджеты, но и пересмотреть соотношение того, какие доли налоговых поступлений остаются на местах, а сколько уходит наверх. Убежден, чем больше денег остается на местах, тем активнее будет развиваться сами сельские территории и поселения.