В Государственной Думе состоялось совместное заседание подкомитета думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по реализации профильных госпрограмм и Экспертно-консультативного совета фракции «Единая Россия» по совершенствованию законодательства в области межбюджетных отношений и местного самоуправления.
Участники заседания – депутаты Госдумы, представители Министерства экономического развития, Министерства финансов, Счетной палаты РФ и Министерства по делам Северного Кавказа - рассмотрели вопрос о реализации в 2018 году Государственной Программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», утвержденной в 2016 году.
Все выступавшие отметили, что прежний подход к межбюджетным отношениям, когда федеральный центр забирает большинство налогов, чтобы потом вернуть регионам деньги в виде траншей по целевым программам, в новых экономических и политических реалиях уже фактически исчерпал себя.
- Проще всего это пояснить на конкретном примере: так, в одном из муниципалитетов Воронежской области сейчас идут подготовительные работы по строительству завода по производству высококачественного цветного литья, - пояснил собравшимся депутат Андрей Марков. – Казалось бы, это очень привлекательный инвестиционный проект: 350 рабочих мест с высокой зарплатой, доходное производство, объем налоговых поступлений составит 60 миллионов рублей в год. Однако, если посмотреть на распределение налоговых потоков, то мы увидим, что в бюджет муниципального образования поступит менее десятой части всех налогов - не более 5,4 миллионов рублей в год. При этом, муниципалитету, чтобы содержать детский сад для работников этого предприятия, требуется не менее 10 миллионов рублей в год. Ну и где здесь логика?!
Как отметил депутат, такая налоговая политика по сути губит на корню экономическую инициативу глав муниципалитетов:
- Любому главе муниципального района гораздо проще просто сидеть и ждать, какие государственные программы будут приняты – может быть, и району что-нибудь достанется!
Также выступавшие депутаты отметили, что все регионы в плане требований определенных экономических показателей никак нельзя равнять под одну гребенку – особенно, это касается регионов Арктической зоны. Более того, часто из-за обязательств по выплатам «северных коэффициентов», возложенных на органы муниципальной власти, северные регионы оказываются в более сложных условиях, нежели их южные коллеги.
- Это все равно, что как на спортсмена-биатлониста на соревнованиях повесить еще и рюкзак с кирпичами, - заметил депутат Алексей Веллер, ранее возглавлявший заполярный Мурманск, - а на справедливое возмущение спортсмена только похлопать по плечу: дескать, ты сибиряк, ты справишься.
Впрочем, о несправедливом распределении средств говорили не только представители Арктических регионов, но и делегации республик Северного Кавказа, Бурятии и Дальнего Востока. Более того, с такой оценкой неэффективности модельного бюджетирования согласен и сам президент Владимир Путин, который еще 17 апреля текущего года дал поручение Правительству РФ разработать новый подход в межбюджетных отношениях федерального центра и регионов.
Но каким же будет этот новый подход – еще очень большой вопрос.
Сейчас Минфином внедряется в практику так называемый "модельный бюджет субъекта федерации", который должен стать основой межбюджетных взаимоотношений центра и регионов, но для этого требуется не прекращать кропотливую работу по выявлению и исправлению всех недостатков.
Есть и другие законодательные инициативы. К примеру, в настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который предлагает перенести для физических лиц сроки уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц и транспортного налога с 1 декабря на 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно пояснительной записке, эта ситуация, когда около 50 процентов платежей по имущественным налогам осуществляется в начале декабря, приводит к неравномерности наполняемости местных бюджетов, а также к недостаточности средств местных бюджетов в течении всего финансового года по исполнению возложенных на органы местного самоуправления полномочий и финансовому обеспечению расходных обязательств по решению вопросов местного значения
- Перенос сроков уплаты налогов - это давнее требование муниципалитетов. Реализация данного законопроекта могла бы способствовать повышению финансовой устойчивости и сбалансированности региональных и местных бюджетов, - уверен депутат Андрей Марков. Кроме того, это позволило бы создать дополнительные условия для увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в связи с увеличением срока для проведения работ по погашению задолженностей физических лиц по уплате имущественных налогов.
Кроме того, участники заседания отметили, что для положения дел в регионах значение имеет не только объем доходов местного бюджета, но и эффективность расходования бюджетных средств, наличие общественного контроля за выполнением органами власти своих полномочий.
- В Воронежской области имеется позитивный опыт участия граждан и их объединений в осуществлении общественного контроля за деятельностью власти, - говорит депутат Андрей Марков. – Особенно он востребован в таких сферах, как формирование и исполнение муниципального заказа на проведение дорожных работ, решение вопросов благоустройства дворовых территорий, ремонта школ, Домов культуры, сельских поликлиник и фельдшерских пунктов, других объектов социальной инфраструктуры. Считаю перспективным, если к мероприятиям общественного контроля подключатся активисты территориального общественного самоуправления, поскольку кто, как не они знают реальную ситуацию в том месте, где живут.
По итогам заседания депутаты Госдумы РФ приняли решение о необходимости проведения в следующем году парламентских слушаний по вопросу реформирования межбюджетных отношений. Также будет подготовлен целый ряд рекомендаций для Государственной Думы, профильных министерств и ведомств, органов исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации.