Конкурсы при закупках товаров для государственных нужд, запреты устраивать родственников в контрольно-счетные органы, дополнительные социальные гарантии депутатам - таков неполный перечень вопросов, поднятых на последнем заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Больше всего споров и замечаний вызвал проект поправок к федеральным законам «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые касались вопросов регулирования закупок государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий. В частности, эти поправки должны отменить действие закона о госзакупках для государственных и муниципальных унитарных предприятий, если эти закупки производятся за собственные средства предприятий, а не за бюджетные. Поводом же для разработки данной поправки стала печальная ситуация с обеспечением закупок товаров первой необходимости для отдаленных районов Сибири и Заполярья, когда конкурс на завоз продуктов питания выигрывают порой недобросовестные поставщики. В качестве примера депутаты даже привели ситуацию, когда некие ушлые предприниматели из Пскова выиграли конкурс на поставку молока в школу отдаленного поселка, расположенного в полутора тысячах километров к северу от Красноярска. В итоге поставки молока были сорваны - предприниматели просто не знали, что в этой части Енисейской долины нет железнодорожного сообщения.
Тем не менее, предложенные поправки вызвали у депутатов ряд сомнений и вопросов о том, что «лазейкой» в законе смогут воспользоваться не только северяне, но и нечистоплотные чиновники с предпринимателями, которые смогут вывести из-под контроля государства часть бюджетных потоков.
- Очень важно, чтобы предлагаемые поправки, написанные ради возможности своевременного реагирования на изменения каких-либо внешних условий, не убили бы сам принцип конкурентной борьбы, заложенный в основу ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», - говорит депутат Андрей Марков. – Мы вносим изменения в этот закон практически каждую неделю, выводя из под его действия все большее количество субъектов. Давайте поставим вопрос по-другому. Нужен ли такой закон вообще, если мы его без устали меняем под конкретные ситуации? А сегодняшние предложения, с одной стороны, позволят реагировать на срочные проблемы, какие в рамках ФЗ-44 решать затруднительно. Но могу с уверенностью прогнозировать, что создадут массу возможностей для коррупционных злоупотреблений. Да и как разделить бюджетные и собственные средства, например, МУПа в сфере водоснабжения? Формально понятно как, а реально? Если платит за воду больница или школа, то эти деньги бюджетные или уже нет. Формально нет, но школа ведь получила их из бюджета! Да и вообще, тариф для такого МУПа устанавливает государство. Одним словом, вопросов пока больше, чем ответов.
В итоге депутаты постановили рекомендовать данные поправки к принятию в первом чтении, но с рядом замечаний и предложений, которые бы помогли сохранить антикоррупционную суть закона «О контрактной системе в сфере закупок».
Вопросы борьбы с коррупцией затронул и проект поправок в закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Суть предложений такова: если ты глава района, глава администрации, начальник милиции или прокурор, то твои родственники не могут занимать руководящие должности в органах, контролирующих финансы в этом же районе. В итоге депутаты единогласно поддержали этот законопроект против кумовства.
Также был одобрен законопроект, предлагавший включить главу местной администрации, осуществляющего полномочия на основе контракта, в круг субъектов, способных инициировать проведение публичных слушаний по какому-либо актуальному вопросу. Как отметили депутаты, включение в круг субъектов инициативы проведения публичных слушаний главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, позволит усилить активность применения органами местного самоуправления публичных слушаний с целью вовлечения граждан к участию в делах муниципального образования, обеспечения открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, что, в конечном итоге, будет способствовать расширению практики взаимодействия муниципальной власти с местным сообществом.
В то же время была отвергнута поправка, устанавливающая в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Авторы законопроекта предлагали установить, что увольнение депутатов по инициативе работодателя или перевод без их согласия на другую работу возможны при условии участия в такой процедуре трудовой инспекции. Однако, депутаты, отметив, что депутат и так имеет право в любой спорной ситуации обратиться в органы надзора, решили отклонить законопроект.
Наконец, на доработку вернулся проект поправки в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», который предлагал ввести понятие нового вида дороги: «автомобильная дорога общего пользования местного значения городского округа с внутригородским делением». Однако, депутаты, подсчитав, что распределение полномочий по управлению дорожным фондом на уровне города является прерогативной органов местного самоуправления города, принимать данный документ отказались.
Всего на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 10 законопроектов.