Бродячие собаки – что делать власти на местах?

19 июля 2018, 16:00
фото с сайта dog-news.ru

Новые полномочия региональных властей, поправки в Бюджетный и Земельный кодексы РФ, правила обращения с безнадзорными животными – таков круг вопросов, рассмотренных на очередном заседании Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Наибольшую дискуссию среди депутатов вызвал законопроект «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по отлову и содержанию безнадзорных животных)», внесенный Законодательным Собранием Нижегородской области. Депутат Александр Табачников из Нижнего Новгорода, представлявший законопроект, отметил, что законопроект касается, в первую очередь, бродячих собак, часто угрожающих человеку. И в мире существует лишь четыре варианта обращения с ними. 

- Первый вариант: объявить собак священными животными, как в Индии поступают с коровами, и вообще не обращать на них внимания. Но этот вариант чреват распространением бешенства среди животных и ростом числа нападений на людей. Второй вариант – тотальное истребление бродячих животных, что, кстати, запрещено российскими законами и Уголовным Кодексом РФ. К тому же, как показала практика Советского союза, где накануне Олимпиады в Москве уничтожили всех бродячих собак, за несколько лет популяция животных не только восстанавливается, но и увеличивается в два-три раза. Можно также отлавливать животных и содержать их в специальных приемниках, как сегодня предписывает закон и поступают в Москве и некоторых других регионах. Но мы предлагаем пойти по пути цивилизованных стран, то есть отлавливать животных, стерилизовать их, делать прививки от бешенства и выпускать обратно – в естественную среду обитания. Как доказывают зоологи, только такие меры снижают агрессивность животных и не дают распространяться бешенству в городах. Более того, происходит кратное снижение популяции бродячих собак.

Однако, после бурного обсуждения депутаты отвергли законопроект, предлагавший наделить органы региональной власти не только полномочиями по решению вопросов организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, но и мероприятий по выпуску вакцинированных безнадзорных животных.

- Затронутая авторами законопроекта проблема необходимости дополнительного регулирования порядка отлова и содержания безнадзорных животных, безусловно, является актуальной и требующей решения, однако предлагаемый документ вовсе не способствует ее решению, - говорит депутат Андрей Марков. – В частности, авторы законопроекта, обосновывая необходимость вакцинирования и стерилизации животных, в самом законопроекте предусмотрели выпуск только «вакцинированных» животных. Кроме того, они говорят о том, что надо регионам предоставить право на процедуру ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск), а в предлагаемых формулировках это полномочие, то есть обязанность. 

Как ответили парламентарии, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «Об ответственном обращении с животными», который устанавливает основные принципы обращения с животными, а также полномочия всех уровней власти и органов местного самоуправления в сфере обращения с животными.

Оживленную дискуссию вызвали и другие законопроекты - например, предложение наделить глав местных администраций городских округов (или специально уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления) правом совершать нотариальные действия в случае отсутствия нотариуса в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах городского округа. Стоит уточнить, что законодательством о нотариате в РФ уже и так определены меры поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных районах Крайнего Севера – например, организуются регулярные выезды нотариусов за счет средств Федеральной нотариальной палаты. Но вот само определение «труднодоступный и отдаленный населенный пункт городского округа» вызвало у депутатов ряд вопросов – к примеру, не потребуют ли себе такого же права и чиновники населенного пункта Реутов городского округа Балашиха Московской области? Или других городских округов в России? В итоге законопроект был отвергнут.

В то же время ряд законодательных инициатив депутатов и правительств страны получили одобрение Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. В частности, депутаты одобрили проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающий упрощение процедуры зачисления в бюджеты бюджетной системы РФ доходов от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, а также изменение установленных нормативов отчислений от акцизов на спирт этиловый из непищевого сырья и платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Также депутаты решили наделить новыми полномочиями органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и внутреннего финансового аудита. 

Поддержку депутатов получил и проект поправки в Земельный кодекс РФ, который предлагает наделить органы государственной власти субъектов РФ правом устанавливать и изменять разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, в порядке, установленном законами субъекта РФ. 

Всего же на последнем в период весенней сессии 2018 года заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 6 законопроектов.