Воронежская инициатива нуждается в доказательствах

27 сентября 2018, 14:45

Договорные отношения, новые принципы управления предприятиями ЖКХ, социальные услуги от частников, вопросы ограничений для чиновников – такова повестка дня очередного заседания депутатов Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

На рассмотрение депутатов Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было предложено всего 7 вопросов, включая и проект закона, внесенный Воронежской областной Думой. Законопроект «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» предлагал уточнить, какие именно договоры могут заключать и расторгать органы власти субъектов РФ без законодательного оформления. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время существует проблема в определении компетенции участия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в процессе заключения и расторжения различных договоров, заключенных исполнительной властью субъектов РФ. В частности, в законе не конкретизируется, заключение и расторжение каких видов договоров субъекта РФ подлежит обязательному утверждению соответствующим законом, что рождает определенную правовую коллизию, когда заключение и   расторжение договоров, произведенное без соответствующего одобрения законодательного органа власти, может быть оспорено в суде. И вот, во избежание подобных прецедентов депутаты Воронежской областной Думы предложили специальным пунктом закрепить в законе положение, что заключение и расторжение всех договоров в рамках действия Бюджетного кодекса не требует специального обсуждения областной Думой и принятия регионального закона.


 
Однако, это предложение не нашло поддержки у членов Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления – несмотря на активное выступление депутата Андрея Маркова, доказывавшего коллегам, что подобная норма вовсе не является избыточной.
 
- Тем не менее, из-за того, что воронежская законодательная инициатива, ссылавшаяся на судебную практику, в то же время не содержала каких-либо примеров, депутаты решили рекомендовать данный законопроект к отклонению, - говорит депутат Андрей Марков. – В то же время члены Комитета готовы дополнительно изучить судебные прецеденты и все возможные правовые аспекты описанной в законопроекте правовой коллизии. Это означает, что если депутаты увидят действительную необходимость введения подобной нормы, то изменения в закон будут рассмотрены снова.

С существенными замечаниями был рекомендован к принятию и законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения», который членам Комитета представил Андрей Чибис, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Правительственный законопроект предусматривает создание нового института публичного управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в целях предотвращения и ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций. Как полагают авторы законопроекта, введение новой процедуры публичного управления в сфере ЖКХ позволит обеспечить большую стабильность в организации предоставления услуг тепло- и водоснабжения, а также своевременно реагировать на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. Однако, по мнению Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, дополнительной проработки требует вопрос исключения злоупотребления данным правом.

Оживленную дискуссию вызвал и законопроект «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который был внесен Минфином РФ. Законопроект устанавливает новый порядок оказания негосударственными организациями государственных социальный услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов РФ. Область применения данного законопроекта: образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, туризм. Депутаты в итоге с замечаниями поддержали инициативу, отметив, что поставщики услуг должны определяться только на конкурентной основе.

Также были одобрены к принятию и три новых поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который уже стал одним из самых часто редактируемых законов в России. В частности, одна из поправок предполагает существенное расширение круга субъектов инициативы проведения публичных слушаний. Предлагается включить в круг инициаторов проведения слушаний и главу местной администрации. 

Вторая поправка устанавливает весьма существенное ограничение для главы муниципального образования, избранного представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Отныне в законе четко прописано, что глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования, может возглавлять только администрацию муниципального образования.

Наконец, третья поправка регламентирует во избежание конфликта интересов порядок участия в управлении профсоюзом различных государственных и муниципальных чиновников.