Состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором депутаты поддержали с небольшими замечаниями новые законопроекты о борьбе с коррупцией.
Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», разработанный Правительством Российской Федерации, предполагает внесение поправок в Федеральный закон «О противодействии коррупции» и в ряд других антикоррупционных законов. Смысл поправок сводится к тому, что под действие антикоррупционных законов попадут отдельные лица, замещающие должности (а также претендующие на замещение должностей) в хозяйственных обществах, учредителями которых являются государственные корпорации или компании. В эту категорию попадают и работники, замещающие должности в «организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления». То есть, теперь и эти должностные лица будут обязаны, как настоящие госслужащие, подавать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. А также - соблюдать требования о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (в том числе передавать ценные бумаги и долю в бизнесе в доверительное управление), о запрете открывать и иметь счета и вклады в иностранных банках и другие.
Конечно, на первый взгляд все справедливо и логично – если ответственные работники предприятий имеют доступ к бюджетным деньгам, они должны принять на себя и те запреты, ограничения и обязанности, которые налагаются на государственных служащих. Депутаты комитета ранее поддерживали законопроект, включающий в число лиц, несущих наравне с чиновниками антикоррупционные обязанности, руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий. Он в итоге не рассматривался Думой именно по той причине, что готовились более широкие поправки с законодательство со стороны правительства. Они этот пробел и многие другие ликвидируют.
Но, с другой стороны, у депутатов возник ряд вопросов к предложенному законопроекту.
Так, законопроектом предполагается, что соответствующие перечни должностей, на которые будут распространяться антикоррупционные ограничения, запреты и обязанности, будут определяться нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В этой связи у парламентарии справедливо заметили, что по представленным критериям в этот перечень попадают, например, руководители всех социальных учреждений - детских садов, школ, библиотек, музеев, больниц, госпиталей, аптек, служб занятости и социальной защиты, инженерных и противопожарных служб, учреждений спорта и туризма и так далее. В заключении Комитета говорится: «в небольших муниципальных образованиях (по большей части сельских поселениях) могут возникнуть спорные кадровые ситуации, когда родственники работают в единственном на его территории муниципальном учреждении (предприятии), и с целью недопущения возникновения конфликта интересов последуют увольнения сотрудников – членов одной семьи». Что тогда делать, например, с учительскими династиями, работающими в одной школе, если один из родственников назначается директором? А если другой школы, куда можно перейти, чтобы избежать конфликта интересов, просто нет в конкретном селе?
Нововведения касаются также запрета на вознаграждения и подарки от физических и юридических лиц, не предусмотренные законодательством РФ. Исключение сделано только для цветов, а также для канцелярской и печатной продукции с логотипами. Все остальные подарки, полученные в связи с командировками, протокольными и официальными мероприятиями, будет необходимо сдавать в соответствующий орган с возможностью последующего выкупа.
- Вопросов много, – говорит депутат Андрей Марков. – И при всей очевидности задачи борьбы с коррупцией, в том числе и с так называемой «бытовой коррупцией», мы должны понимать, как данный закон будет реализовываться именно в сельской местности. Например, мы видим, что аналогичные требования к сельским депутатам вызывают массу возражений. И не потому, что эти люди – коррупционеры, а потому что заполнить декларацию о доходах и получить необходимые справки для них очень хлопотно. Любая же ошибка – повод для применения дисциплинарных мер. Поэтому очень важно, чтобы настоящую борьбу с коррупцией мы в итоге не подменили бы ростом отчетности о выявленных нарушениях антикоррупционного законодательства, выполнением своеобразного «плана по валу» за счет сельских бюджетников, не указавших в декларации покосившийся сарайчик, доставшийся в наследство от бабушки.
В итоге депутаты решили рекомендовать данные законопроекты к принятию в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы ФС РФ, но с учетом всех высказанных замечаний и предложений.
Также внимание депутатов привлек и проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые предлагают относить объекты культурного наследия к объектам концессионных соглашений и государственно-частного либо муниципально-частного партнерства.
Согласно пояснительной записке, данный законопроект направлен на создание правовых условий для максимального вовлечения инвесторов в сферу сохранения и восстановления объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, путем заключения концессионных соглашений и соглашений о партнерстве. Депутаты единогласно поддержали данный законопроект.
Был одобрен и проект поправки в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Появление данного документа связано с тем, что в стране поэтапно вводится в эксплуатацию федеральный реестр инвалидов: в отношении всех детей-инвалидов информация уже переведена в электронный вид и размещена в федеральном реестре инвалидов, по лицам старше 18 лет вся информация также переведена в электронный вид, ее выверка и размещение в федеральном реестре инвалидов завершаются. В результате этих нововведений станет возможным получение органами государственной власти и органами местного самоуправления сведений об инвалидности в порядке межведомственного взаимодействия.
Всего на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было рассмотрено 12 законопроектов.