На антикоррупционном экспертном совете фракции «Единой России» в Государственной думе были рассмотрены два законопроекта депутата Андрея Маркова.
Один из них – обязывающий государственные и муниципальные органы власти раскрывать фактический размер пенсии выходящим на нее чиновникам и депутатам – получил широкое освещение в прессе.
- Не секрет, что за последний год пенсионная тема приобрела особенно острое звучание в обществе, - говорит депутат Андрей Марков. – В том числе, эта тема подогревалась информацией о различных скандалах с «золотыми парашютами», о размерах пенсий чиновников и так далее. Достаточно вспомнить недавний «пенсионный» скандал в правительстве Воронежской области, где никто толком так и не знает, какую пенсию назначают себе чиновники, и это подрывает доверие населения к власти. Мы уже приняли закон о возможности добровольного отказа от пенсий для депутатов Государственной Думы и Совета Федерации. Думаю, что было бы справедливо и логично продолжить данную тему, приняв закон об информировании граждан о размере пенсий, выходящих на пенсию чиновников. Уверен, что такой закон соответствует запросу на открытость власти и связанной с ним теме социальной справедливости.
Однако данная инициатива не нашла поддержки у экспертного совета.
- Цель противодействия коррупции – это противодействие злоупотреблением должностным и служебным положением и полномочиями, - отметил один из экспертов. - Следовательно, как только должностное лицо складывает с себя служебные полномочия, он перестает занимать и служебное положение, позволяющее совершать противоправные действия. К тому же, размер пенсий чиновников и депутатов, по идее, всем известен - у депутатов он в законе прописан, а размер пенсий чиновников можно рассчитать по методике, расписанной в законе «О государственном пенсионном обеспечении». И, кстати, то, что вы назвали «золотыми парашютами» - это не имеет отношения к пенсиям.
С таким мнением можно согласиться, только если понимать законопроект как обязанность чиновников и депутатов декларировать размер своих пенсий, но речь идет вовсе о другом. Размер пенсионных выплат должен указывать орган власти при назначении пенсии. Сегодня это звучит примерно так: «назначить надбавку к страховой пенсии в размере 75% от среднемесячного заработка за предшествующий увольнению год” и так далее. А потом начинаются слухи, причем часто деструктивные, о якобы небывалых тратах бюджета. Но бывает и так, что пенсии чиновникам действительно очень высокие. Никто не говорит, что это плохо, но общественная оценка соизмеримости заслуг и выплат в данном случае будет не лишней.
Вторая инициатива, предложенная Андреем Марковым, касается изменений в статью 93 закона «О контрактной системе».
- Законопроект возник не просто так, о его необходимости мне говорили главы многих сельских поселений в моем избирательном округе. Его смысл прост, - говорит депутат. – Закон «О контрактной системе» устанавливает, что бюджетные организации могут покупать товары и услуги у единственного поставщика только на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Есть и исключения, сделанные для школ, вузов, заповедников и зоопарков, планетариев, театров и так далее – для них эта планка составляет 400 тысяч рублей. Я предлагаю такой же уровень установить и для сельских поселений – потому что с учетом роста цен прежней суммы в 100 тысяч рублей уже недостаточно для быстрого и эффективного решения ряда жизненно важных вопросов, а реальность жизни в сельских поселениях такова, что там может и не быть альтернативных поставщиков. Вот и приходится идти на ухищрения, заключая с одним и тем же поставщиком несколько контрактов по 99 тысяч рублей.
Экспертный совет принял решение продолжить работу по данному законопроекту, несмотря на то, что представители Министерства финансов РФ и Федеральной антимонопольной службы не готовы идти на такие уступки для сельских поселений. Возможно, требуется предложить несколько иную юридическую конструкцию в тексте законопроекта. Но то, что такая проблема существует, члены совета были единодушны.