Государственная Дума приняла во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на совершенствование межбюджетных отношений.
Законопроекты, в частности, предусматривают возможность предоставления из бюджета субъекта РФ или муниципалитета так называемых «горизонтальных» субсидий бюджетам других субъектов РФ или муниципалитетов. Также уточняется возможность предоставления местным бюджетам из бюджета субъекта РФ не только субсидий, иных межбюджетных трансфертов и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, но и иных дотаций в случаях и порядке, установленных законами субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ.
Представляя от имени фракции «Единая Россия» этот законопроект на пленарном заседании парламента, депутат Андрей Марков сказал:
- Тема межбюджетных отношений сейчас одна из самых острых, идут экспертные дискуссии, есть поручения президента, есть конкретные шаги, направленные на их реализацию. Что ж, проблем действительно много, и об этом не раз уже говорилось с трибуны Государственной Думы. Это проблемы, связанные с самостоятельность местных и региональных бюджетов, с их дотационностью, с их закредитованностью и так далее. Надо понимать, что сразу все эти проблемы мы не решим и ответы на все существующие вопросы в сфере межбюджетных отношений не получим. Но можно идти шаг за шагом. Вот сегодняшний законопроект – он один из таких. Прежде всего, он дает возможность для региональных или муниципальных властей по упрочению межрегиональных и межмуниципальных экономических связей. Да, пока это только возможность. Но само появление новой терминологии говорит уже о многом. Ведь что такое «горизонтальное субсидирование» на практике? Это возможность более тесной кооперации между регионами и между отдельными муниципалитетами. Это возможность, сложив усилия, самостоятельно решить какие-либо задачи, не согласовывая их в бесконечной бумажной переписке с вышестоящими инстанциями. И так далее. Такое горизонтальное субсидирование, к примеру, было бы очень кстати в период лесных пожаров 2010 года. Наша Воронежская область тогда сильно пострадала от пожаров, и многие регионы нам помогали и хотели оказать такую помощь. Были бы такие механизмы уже отработаны, все было бы гораздо легче. Было бы проще, было бы быстрее, а значит, было бы качественней. И таких примеров можно приводить много. Можно сказать также, что местные и региональные власти, главы муниципалитетов знают, что делать, и умеют решать самые сложные задачи. Можно вспомнить афоризм о том, что лучше – накормить рыбой или дать в руки удочку? Этот законопроект – это и есть та самая удочка, пусть и не на самую крупную рыбу. И знаете, что сегодня еще мне показалось удивительным – представитель Министерства финансов говорил больше, чем обсуждавшие законодательную инициативу депутаты, о доверии к регионам и муниципалам, о возможности самостоятельности решений на местах и самодостаточности бюджетов. Это движение министерства навстречу регионам надо поддержать. Фракция «Единой России» будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении.