На заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутаты рассмотрели проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», внесенный Правительством Российской Федерации.
Как следует из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2012 год и плановый период 2021 и 2022 годов среди приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации будут выделяться: совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и дальнейшее развитие организации местного самоуправления; совершенствование системы разграничения полномочий между органами публичной власти. Именно эти вопросы и вызвали больше всего нареканий среди депутатов, которые уже не раз отмечали, что проводимая Минфином РФ политика централизации бюджетных доходов на федеральном уровне приводит к дотационности и финансовой зависимости бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации от бюджетов вышестоящего уровня. Так, в 2018 году доходы 18 субъектов Российской Федерации более чем на 40 % сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при этом у 9 регионов указанная доля составляет свыше 60 %.
Следствием данной зависимости является закономерная утрата у муниципалитетов каких-либо стимулов к развитию экономики и собственного налогового потенциала. Тем не менее, чиновники Минфина неизменно отказываются менять свои подходы по сбалансированию межбюджетных отношений – так, как пояснил присутствовавший на заседании комитета Вадим Васильев, заместитель директора Департамента межбюджетных отношения Минфина России, в условиях, когда более половины доходной части бюджета наполняется за счет налогов и сборов, поступающих из десяти крупнейших регионов-доноров, любое изменение нормативов налоговых отчислений в федеральный бюджет приведет к дальнейшей разбалансировке и к еще большей дифференциации между регионами.
В то же время, возражают депутаты, устойчивое и комплексное социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований зависит вовсе не от наличия в их бюджетах определенных средств на покрытие текущих расходов, но от возможности формирования за счет собственных доходов собственных бюджетов развития. Между тем, у большей части российских регионов бюджеты развития существуют чисто номинально.
- Сегодня Минфин нам говорит, что в рамках реализации нацпроектов в сельскую местность направлен в три раза больше финансовых средств, чем годом ранее, - отметил депутат Андрей Марков. – Что ж, не будем спорить. Однако опыт подсказывает, что реализация нацпроектов сегодня идет по принципу: богатые становятся богаче, бедные –беднее. Дело все в том, что участие в нацпроектах построено на принципе софинансирования – но в том-то и дело, что многие муниципалитеты не могут принимать в этом участие из-за отсутствия свободных средств. Поэтому большая часть проектов реализуется там, где и так все хорошо. Те же муниципалитеты, у кого нет необходимых средств на софинансирование или на разработку проектно-сметной документации, фактически пролетают мимо кассы, что в перспективе чревато еще более глубоким расслоением на местном уровне.
Также депутат обратил внимание коллег на то, что в проекте нового Бюджета фактически не предусмотрено средств на реализацию поручения президента России Владимира Путина о ремонте школ.
- Есть конкретное поручение президента о ремонте школ: «завершить к 2021 году благоустройство зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, обеспечив в них надлежащие условия для обучения и пребывания детей, прежде всего соблюдение требований к воздушно тепловому режиму, водоснабжению и канализации».
Конечно, отвечает за это поручение не Минфин, но ведь и Минфин должен следить за исполнением. И переложить вопрос ремонта школ на шею субъектов уже невозможно, потому что это все стоит очень больших средств. К примеру, чтобы выполнить поручение президента только в моем округе, который насчитывает 15 районов Воронежской области, нужно не менее 2 миллиардов рублей. Между тем, нацпроект «Образование» предполагает выделение 50 миллиардов на всю страну – то есть, каждый регион сможет получить очень скромные средства, которые едва ли хватит на самое необходимое.
В итоге члены Комитета приняли решение рекомендовать принять проект нового бюджета на пленарном заседании Госдумы, хотя отзыв на законопроект и содержит несколько замечаний. «В настоящее время и в ближайшую перспективу остаются риски обеспечения финансовой устойчивости федерального бюджета и всей бюджетной системы Российской Федерации, к которым относится колебание цен на нефтяном рынке, введение новых экономических санкций против Российской Федерации, нестабильность вовлечение в экономику инвестиционных ресурсов. Полагаем, что было бы целесообразно внести изменения в БК РФ, устанавливающие требования о том, что в пояснительной записке к законопроекту указывались данные о прогнозируемом уровне ежегодной инфляции по основным отраслям экономики и социальной сферы».