На очередном заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления был одобрен законопроект, разрешающий депутатам региональных парламентов, занимающих свои должности на непостоянной основе, заниматься бизнесом и руководить некоммерческими организациями.
Пакет поправок, разработанный для «совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции», был принят Государственной Думой еше в декабре прошлого года. Изменения коснулись 12 федеральных законов, в том числе и закона «О противодействии коррупции», в котором появилась новая норма о запрещении всем лицам, замещающим государственные должности РФ, а также депутатам заксобраний субъектов РФ, «заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц», а также «участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией». Таким образом вне закона оказались все депутаты-предприниматели и большая часть депутатов-общественников региональных парламентов, причем, вне зависимости от того, на какой основе они занимают должности — на постоянной или без отрыва от основной деятельности.
- Произошла техническая ошибка, - так оценил ситуацию депутат Андрей Марков. – Очень хорошо, что на возникшую правовую коллизию своевременно отреагировали депутаты Воронежской областной думы и ряда других региональных парламентов, которые послали тревожные сигналы в Госдуму. Благодаря их бдительности, мы с коллегами направили письмо в Координационный совет фракции «Единая Россия», чтобы срочно исправить ситуацию. Ведь уже в марте наступит тот срок, когда прокуратура будет вынуждена реагировать на требования нового закона, требуя привлечь депутатов к ответственности.
Новые поправки к закону уточнили, что запрет участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (за исключением некоторых случаев) распространяется только на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия на постоянной основе.
Ожидается, что уже на следующей неделе этот законопроект будет вынесен на пленарное заседание Госдумы.
Кроме того, был рассмотрен законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, депутаты которого предложили распространить механизм реновации жилищного фонда, применяемый в Москве, на все регионы страны. В итоге Комитет, отметив, что на рассмотрении Государственной Думы в настоящее время уже находится проект другого федерального закона «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», который дает субъектам РФ больше самостоятельности в вопросах регулирования вопросов реновации, отклонил инициативу. Также в ходе заседания было отмечено, что сегодня в стране уже реализуется национальный проект «Жилье и городская среда», в структуру которого входят четыре федеральных направления: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», включающего программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
Также был рассмотрен законпроект «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в части предоставления детям-сиротам денежной выплаты вместо фактического предоставления жилого помещения). Как указано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас на практике нередко складывается ситуация, когда «у детей-сирот, имеющих по закону право на получение от государства жилья, достигших возраста 23 лет, есть семьи, растут дети, однако жилое помещение, предусмотренное законом, так им и не было предоставлено». Поэтому авторы законопроекта предложили по заявлению детей-сирот вместо готовой квартиры предоставлять им социальную выплату. Депутаты комитета выступили категорически против такого предложения:
- Представленный вариант расчета социальной выплаты «исходя из средней рыночной стоимости одного метра общей площади жилого помещения» вызывает множество вопросов и сомнений, - говорит депутат Андрей Марков. – Согласитесь, средняя стоимость жилья в городе и в деревне различаются на порядок. Не хочу предполагать плохого, но не исключал бы злоупотреблений в случае принятия такой нормы и массового переселения сирот в сельскую местность. Кроме того, из законопроекта следует, что предоставленной социальной выплаты самой по себе уже не будет достаточно для покупки жилья, ведь в тексте законопроекта содержатся указания на необходимость использования получателем социальной выплаты дополнительных собственных средств – например, ипотечного займа. Это может привести к снижению объема предоставляемых государством мер социальной поддержки для детей-сирот, что недопустимо. Одним словом, мы единогласно против.