Депутаты задумались о пенсиях и старых трубах

17 марта 2020, 17:30
Фото с сайта Государственной Думы ФС РФ

Новые пенсионные документы, запрет аутсорсинга за бюджетный счет, рекомендации правительству по решению вопроса восполнения дефицита качественной питьевой воды – таковы основные темы повестки дня очередного заседания Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. 

Прежде всего, депутаты одобрили законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный документ предусматривает замену старых страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования на регистрационный номер в системе индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования с указанием страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) в системе персонифицированного учета обязательного пенсионного страхования.

Смысл этого нововведения – все данные о застрахованных в системе пенсионного обеспечения лицах переводятся в «цифровой формат» с параллельной заменой действующих карточек СНИЛС документом аналогичного свойства, что значительно облегчит оборот документов.

Также депутаты одобрили законопроект «О внесении изменений в статью 92 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях», который устанавливает прямой запрет бюджетным и автономным учреждениям осуществлять за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания закупки работ, услуг, предусмотренных указанным заданием. 

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, отсутствие такого запрета в федеральных законах приводит к формированию негативной практики, когда бюджетные или автономные учреждения, которым установлено государственное (муниципальное) задание, не выполняют его самостоятельно, а передают его на аутсорсинг другим юридическим лицам путем организации закупок. 

- Как следствие, снижается не только эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на конкурентных товарных рынках, но и качество и прозрачность оказания таких услуг, - уверен депутат Андрей Марков. – Более того, очень часто сами непосредственные исполнители данных работ и услуг ни за что не отвечают, и при различных судебных спорах возникает ситуация правового вакуума, когда заказчики государственных и муниципальных заданий не могут призвать производителей к ответственности за некачественный товар или ненадлежащие услуги.

Вместе с тем, у депутатов возник ряд замечаний к законопроекту. 

В частности, как отметили депутаты, из текста законопроекта не ясно, исходя из каких критериев Правительство РФ будет специальным указом определять исключения из данного закона. Не понятно и другое обстоятельство: смогут ли теперь бюджетные и автономные учреждения вообще заключать какие-либо контракты с коммерческим структурам? Или же правительство разработает некий перечень базовых критериев и принципов, при которых закупка работ или каких-либо услуг будет признаваться необходимой для выполнения учреждением государственного (муниципального) задания. Словом, вопросов много, но депутаты надеются, что к второму чтению все они будут сняты. 

Заключительным пунктом повестки дня стало постановление «О рекомендациях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по итогам «круглого стола» на тему: «Проблемы применения законодательства Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и реализация полномочий муниципальных образований в данной сфере»

Напомним, что входе «круглого стола» участники приняли ряд обращений к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в которых призвали в приоритетном порядке рассмотреть вопросы, связанные с водоснабжением чистой и качественной питевой водой. 

В частности, речь идет о скорейшем принятии нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федеральных законов от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 
и от 29 июля 2017 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- об установлении административной ответственности в случае неисполнения физическими лицами обязанности по заключению договора  на обслуживание частных сетей, а также в отношении организаций-застройщиков многоквартирных домов в случае не сдачи в эксплуатацию построенных сетей и непредставлении исполнительной документации на указанные сети;

- об установлении запрета на регистрацию перехода права собственности на жилое помещение при наличии задолженности за ЖКУ в качестве меры, направленной на снижение размера дебиторской задолженности населения по оплате за коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения;

- об обеспечении участия граждан и некоммерческих организаций в экологическом контроле, в том числе с использованием института общественных экологических инспекторов; об урегулировании понятия «экологическая информация» и порядка доступа к ней;

- об исключении запрета вносить в уставный капитал ресурсоснабжающих организаций объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

- об увеличении допустимой доли расходов на строительство  и реконструкцию (модернизацию) сетей водоснабжения, планируемых осуществлять с привлечением средств федерального бюджета;

- о введении стимулов для установления органами государственной власти льготных режимов налогообложения для инвесторов, в частности через корректировку механизма распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- о разработке предложений по условиям привлечения частных инвесторов-концессионеров к реализации проектов в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в малых поселениях;

- об увеличении финансирования из федерального бюджета реализации проекта «Чистая вода»;

- о включении в федеральную программу «Чистая вода» полного комплекса работ (в том числе по разработке, изготовлению проектно-сметной документации, прохождению государственной экспертизы, строительству (реконструкции) объектов капитального строительства систем водоснабжения) или увеличения софинансирования из федерального бюджета на эти цели;

- о разработке программы, направленной на модернизацию систем водоснабжения, предусматривающей направление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели (например, в качестве подпрограммы в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём  и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»);

- о закреплении в Федеральном законе «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях» возможности создания муниципальных унитарных предприятий для предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в малочисленных сельских поселениях;

- о разработке проекта федерального закона, предусматривающего возможность заключения одного концессионного соглашения в отношении одновременно нескольких объектов ЖКХ;

- о разработке проекта федерального закона, предусматривающего возможность применения упрощенной системы налогообложения концессионером, особенно при заключении концессионных соглашений в отношении объектов ВКХ в малых и отдаленных поселениях;

- о возможности пересмотра ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в отношении питьевой воды до 10%;

- об актуализации санитарных норм и правил в сфере водоснабжения и водоотведения;

- о разработке обучающих программ для специалистов органов местного самоуправления жилищно-коммунальной сферы, в том числе в части подготовки проектно-сметной документации по объектам водоснабжения и водоотведения.