Члены Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления вновь обсудили права уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.
В дистанционном режиме состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором депутаты рассмотрели ряд законопроектов. Прежде всего, депутаты обсудили сразу три поправки в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
Первая была направлена на регулирование деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах РФ. Дело в том, что в марте был принят новый федеральный закона № 48 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», который углубил и скорректировал правовое регулирование статуса уполномоченного по правам человека (до этого деятельность таких уполномоченных регулировалось законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». При этом в ходе обсуждения закона № 48 текст статей претерпели существенные изменения, в связи с чем и возникла необходимость внесения соответствующих изменений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». Вместе с тем, по мнению депутатов Комитета, текст новых поправок также нуждается в существенной доработке. В итоге члены Комитета вернули законопроект авторам, предложив внести все прозвучавшие замечания и предложения.
Вторая поправка в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» регламентировала порядок проведения общественных обсуждений по проекту бюджета субъекта РФ и годовому отчету о его исполнении. Депутаты одобрили данный законопроект, внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и рекомендовали включить его в программу работы Государственной Думы на нынешний год.
Наконец, третья поправка, подготовленная Самарской Губернской Думой, предлагала установить, что проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие ограничительные мероприятия (карантин), не подлежат оценке регулирующего воздействия. Однако, как заметили депутаты, в российском законодательстве введение карантина регулируется только законом «О ветеринарии», в котором ясно сказано, что в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории какого-либо субъекта РФ высшее должностное лицо субъекта РФ принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина), которые определяются ветеринарными правилами. Таким образом, решение о введении карантина является сугубо правоприменительным, а не нормативным правовым актом. В ходе обсуждения депутаты решили рекомендовать данный законопроект к отклонению.
Также был рассмотрен и поддержан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части предоставления права экспертам оказывать услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг», подготовленный Правительством РФ.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, внесение данных поправок было обусловлено правовой коллизией, возникшей в такой специфической сфере, как оценка культурных ценностей. В настоящее время законодательством РФ установлены случаи, предусматривающие оказание необходимых и обязательных услуг уполномоченными физическими лицами – экспертами. В частности, эксперты привлекаются при проведении экспертизы заявленных к вывозу (или временному вывозу) культурных ценностей для получения разрешения на вывоз культурных ценностей или при проведении государственной историко-культурной экспертизы. В то же время законом установлено, что все необходимые государственные и муниципальных услуги оказываются только организациями. Однако экспертов в данном случае нельзя отнести к таким организациям. В связи с этим в правительстве посчитали нужным уточнить, что отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, будут распространяться и на деятельность уполномоченных экспертов. То есть, теперь к экспертам будут применяться все установленные законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования.