Распределение полномочий, мораторий на индексацию зарплат, самообложение и Уголовный кодекс – таковы темы очередного заседания Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Больше всего споров вызвал законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности», внесенный Правительством Российской Федерации. Согласно пояснительной записке к документу, законопроектом предусматривается внесение комплексных изменений в действующее законодательство, направленных на совершенствование законодательства в области пожарной безопасности в части уточнения отдельных полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, повышение безопасности граждан, защиту их имущества, а также снижение рисков и угроз переходов ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты.
Вместе с тем, по мнению Комитета, проведение внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления не соотносится с положениями Федерального закона о пожарной безопасности, равно как не предусматривается и каких-либо корреспондирующих изменений в уже действующие законодательные нормы.
Так же, предложение по исключению наличия решения органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории из оснований для проведения внеплановой проверки не соотносится с положениями Федерального закона о пожарной безопасности, никак не обосновывается в пояснительной записке и не отвечает основной цели законопроекта о повышении безопасности граждан, защите их имущества и снижении рисков и угроз переходов ландшафтных (природных) пожаров на населенные пункты.
Большое внимание привлек и законопроект «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который предлагает установить мораторий на 2021 год для индексации зарплат для тех, кто находится на федеральной гражданской службе (то есть, для работников министерств и ведомств, сотрудников аппарата федеральных органов власти, представителей федеральных государственных гражданских служб в регионах и т.д.) Сэкономленные средства планируется направить на ряд первоочередных социальных проектов – так, согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, общая сумма сэкономленных средств превысит 14 млрд рублей.
Одобрение депутатов получил и проект поправки в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса РФ в части расширения понятия «должностного лица». И теперь должностными лицами – то есть, субъекта преступлений в нормах УК РФ – будут считаться: лица, замещающие должности в государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 процентами голосов либо в которых РФ, субъект РФ, муниципальное образование имеют право назначать или избирать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Также депутаты рекомендовали к принятию во 2-м чтении законопроект «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в части уточнения проектов муниципальных нормативных правовых актов, которые не подлежат оценке регулирующего воздействия)». В частности, законопроектом предлагается освободить от процедуры оценки регулирующего воздействия те законы, которые были разработаны в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
Был одобрен к принятию во втором чтении и проект поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в части установления возможности введения и использования средств самообложения граждан на части территории населенного пункта).
Поддержан с замечаниями проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» (в части введения муниципального округа), внесенный Думой Ставропольского края.
В то же время два законопроекта не нашли поддержки среди депутатов Комитета. Так, был рекомендован к доработке проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (о порядке уточнения в документах территориального планирования)», предусматривающий возможность установления границ населенных пунктов, территориальных зон независимо от наличия пересечения границ одного земельного участка, в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, территориальной зоны, с границами другого земельного участка. Отметив, что подобный подход неизбежно приведет к резкому увеличению земельно-имущественных споров, депутаты порекомендовали вернуть законопроект на доработку.
Также был рекомендован к отклонению и проект закона «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», посвященный вопросу проведения заседаний законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в дистанционной форме. Законопроектом предлагалось предусмотреть возможность проведения в дистанционной форме с использованием средств видеоконференц-связи, а также иных систем, обеспечивающих правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, в случае введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности, режима чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий (карантина).
Всего на заседании Комитета было рассмотрено 8 законопроектов: 2 подготовлены к рассмотрению во втором чтении, 2 – в первом чтении, по 4-м дано заключение в качестве соисполнителя.