27 апреля состоялось очередное заседание Воронежского клуба политологов на тему «Патриотизм в поведении российской молодежи: проблемы эффективного воспитания». В дискуссии приняли участие прелсиавители департамента образования, науки и молодежной политики, департамента культуры Воронежской области, представители общественных патриотических организаций.
Политологам очень не хотелось тратить время на заслушивание докладов о проделанной работе и важности патриотического воспитания вообще. Предложено было сосредоточиться на трех вопросах: что будем называть патриотизмом; какое поведение молодежи будем считать патриотичным; как воспитывать патриотизм в будущем, какие возможны новые современные технологии.
Директор Областного центра развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи Наталия Голева в работе Центра обозначила четыре направления патриотического воспитания: военное, туристическое, музейное и гражданское. Соответствующая нормативная база для такой работы создана. Основной механизм воспитания – это самостоятельная деятельность детей под руководством наставника. Основной акцент в работе, конечно, отдается военно-патриотическому воспитанию, которое реализует Региональный Центр подготовки граждан РФ к военной службе и военно-патриотического воспитания области.
Исполняющий обязанности директора Воронежского областного музея им. И.М. Крамского Марина Чернова поделилась опытом формирования у детей и молодежи национального самосознания доступными музею художественными средствами. Новой формой работы музея стало создание волонтерских команд и привлечение молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ответственный секретарь Воронежского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Никитин заметил сближение «культурного» патриотизма с «военным», т.к. материальные объекты Великой Отечественной войны с годами меняют свой правой статус. Основной формой работы Общества является уход за памятниками и просветительская беседа.
Заместитель руководителя управления образования и молодежной политики администрации города Воронежа Оксана Хоронжук рассказала о реализации федерального проекта «Юнармия». По её наблюдениям, в проект искренне вовлекаются как дети, так и их родители.
Представитель ВРОО «Бессмертный подвиг» Михаил Маслов поделился опытом формирования у детей интереса к военной истории страны наглядной рекламой. Первые информационные плакаты о Перовой мировой войне они разметили на улицах города и торговых центрах при поддержке депутата Государственной Думы РФ Андрея Маркова. Также «Бессмертный подвиг» создал интерактивный музей холодного и огнестрельного оружия, амуниции разных эпох, реализует конкурс-проект для школьников «Смени «аватарку».
Председатель ВРОО «Сила в Единстве» Михаил Огнев предложил патриотическое воспитание проводить системно, начиная с создания благоприятной для этого общественной среды. Информационная среда сегодня агрессивная, особенно – международная. Так, представитель Международного Союза «Наследники Победы» Валентина Шумлянская посетовала на искажение истории Великой Отечественной войны за пределами России и рассказала о своей работе.
Исполнительный директор ИОМ «Квалитас» Александр Романович поделился социологическими наблюдениями патриотизма. Опросы выявляют две группы молодежи: первая (более многочисленная) гордится военной мощью страны и чувством страха, который теперь вызывает Россия; вторая (малочисленная) стремится сделать жизнь лучше вокруг себя. Действительно, чтобы быть патриотом недостаточно скандировать «Россия – вперед!», нужно ещё не забывать свой мусор после отдыха на природе.
Тему критики недостаточно патриотичных властей подлнял и представитель ВРОО «Плацдарм – 36» Эдуард Даньшин: организация через макеты оружия побуждает к изучению военной истории, но их не всегда пускают в общеобразовательные учреждения. В ответ преподаватель ОБЖ и руководитель школьного музея «Хронограф» Владимир Астанин справедливо заметил, что всех желающих допускать к воспитательному процессу в школе нельзя. К сожалению, даже не всем ветеранам войны можно доверять беседу с детьми. Главная проблема, по мнению педагога – это «растаскивание» темы патриотизма на составные части и несистемная методическая работа. Наглядность музеев должна гармонично соединяться с образовательными программами по истории, литературе, и даже, физике и химии.
Доцент ВГУ Виктория Черникова считает, что только гордостью своим прошлым нельзя сформировать любовь к Родине. Молодежь ищет возможности для собственной реализации, часто разочаровывается и теряет желание жить и работать в своей стране. Защищать нужно не только прошлое своей страны, но и создавать благоприятные условия для настоящего. Студенты, которые присутствовали на заседании, подтвердили свою готовность переехать в другие страны. Константин Квасов возразил, считая главным качеством патриота осознание ответственности за свою землю, способности граждан спрашивать со своих чиновников.
В заключение, почти все аплодировали словам Сергея Казарова: любовь – чувство иррациональное. Нельзя объяснить искреннюю любовь к матери или Родине. Мы их любим потому, что они наши, родные. Любим их со всеми недостатками.
Роман Савенков.