Депутаты рассмотрели во втором чтении правительственный законопроект, направленный на повышение эффективности и оперативности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также на исключение излишних временных затрат при осуществлении закупки.
Законопроектом, в частности, предлагается ввести право заказчика заключать контракт со вторым участником конкурентной закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с победителем, если он нарушил условия контракта.
Также предусмотрено сокращение срока размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с момента внесения изменений в план-график до одного дня, независимо от случая осуществления закупки.
Еще одно нововведение, которое может появиться в системе госзакупок в случае принятия законопроекта, — повышение ценового порога, допускающего проведение электронного аукциона с сокращенным сроком подачи заявок (семь дней) с 3 млн до 50 млн рублей и до 500 млн рублей при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства. Также предлагается предусмотреть дополнительные основания для изменения существенных условий цены контракта, к примеру, при возникновении обстоятельств, не зависящих от сторон контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, влекущих невозможность его исполнения.
Поправки к закону о госзакупках стали предметом обсуждения и в правительстве Воронежской области. Одной из новых мер, вызвавших интерес чиновников, является реестр недобросовестных поставщиков – так называемый «черный список» лиц с отрицательной деловой репутацией, уклонившихся от заключения контрактов, а также тех поставщиков и подрядчиков, контракты с которыми расторгнуты по решению суда или в связи с односторонним отказом, вызванным существенным нарушением условий договора. Сведения содержатся в реестре два года, на этот срок компании лишаются возможности участия в государственных и муниципальных закупках. Кроме того, внесенные в реестр недобросовестных поставщиков компании лишаются денежных средств, направленных в качестве обеспечения заявок на участие в торгах и обеспечения исполнения контракта, суммы по которым, как правило, составляют до 30% от начальной цены контракта.
Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области Денис Чушкин проинформировал главу региона и участников совещания о том, что на сегодняшний день реестр содержит более двенадцати тысяч записей о недобросовестных поставщиках, из которых 304 – по поставщикам, зарегистрированным на территории Воронежской области. С 2006 года региональным управлением ФАС России в реестр была включена 941 запись о недобросовестных хозяйствующих субъектах. В 2018 году управлением было рассмотрено 396 обращений о включении поставщика в «черный список».
Губернатор попросил управление ФАС России по Воронежской области уделить особое внимание заключаемым контрактам в период внедрения и «шлифовки» поправок, проводить анализ их применения и немедленно сообщать о нарушении бюджетных интересов.