На очередном заседании Воронежского клуба политологов обсуждалась тема «Методы пространственного анализа политической географии: региональный и локальный уровни».
Нашем гостем стал директор Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований МГИМО МИД России Игорь Окунев, автор двух опубликованных в текущем году монографий по этой теме: «Основы пространственного анализа» и «Политическая география».
Политическая география в нашей стране ошибочно рассматривалась лишь как вспомогательная политологическая дисциплина, как описание стран для расширения кругозора студентов. Однако современные технические возможности позволяют накладывать статистические данные на географическую карту, тем самым визуализируя политическое пространство. Политическая география задает исследователям политики систему координат, позволяющую объяснить доминантную стратегию политического поведения индивида на основе анализа уровня политического процесса. Пространство влияет как на граждан, так и на политические решения власти. Визуализация статистических данных позволяет поставить новые исследовательские вопросы. Например, «картографирование мира» позволило зафиксировать и измерить «эффект соседства» - влияние политических факторов в конкретной стране на политику в соседних странах. Данный эффект ярко проявляется в странах Африки и менее заметен в Азии и Европе. «Эффект соседства» населенных пунктов увеличивает электоральную поддержку кандидата в среднем на 5%. Игорь Окунев обнаружил два статистических показателя, которые позволяют определить вектор развития конкретной страны: динамика количества выдаваемых патентов на изобретения и динамика детской смертности.
Игорь Окунев поделился итогами трехлетнего исследования эффектов федеративной реформы в части присоединения шести автономных округов к краям и областям. Опросы жителей и экспертные интервью показали, что увеличение федерального финансирования объединенных регионов не улучшило социально-экономического «самочувствия» респондентов: застарелые проблемы стали объяснять негативными эффектами реформы. Гость озвучил идею подготовки подробной карты России при помощи методов политической географии. К сожалению, реализовать проект сейчас невозможно из-за отсутствия в ряде регионов точных данных границ муниципальных образований и других статистических данных.
Отвечая на вопросы, Игорь Окунев драйверами пространственнного развития назвал крупные города. Обострение глобальной конкуренции вынуждает концентрировать разнообразные ресурсы в крупных мегаполисах. Москва, бесспорно, является конкурентным глобальным городом за счёт выкачивания ресурсов из окружающих периферийных территорий. Остальные города-миллионники для глобальной конкурентной борьбы вынуждены определить свою узкую специализацию на мировом рынке. При этом федеральные власти обязаны равномерно развивать все территории страны. Города-миллионники обладают ресурсами для самостоятельного определения базового тренда своего развития. По наблюдениям гостя, Воронеж пространственно выглядит более амбициозным, нежели реально заявляет о себе. Хотя у него практически нет самостоятельных (то есть, минуя Москву) выходов на европейский рынок. Повышение эффективности органов местного самоуправления невозможно «сверху»: топливом муниципального развития должны стать местные инициативы и ресурсы.
В ходе дискуссии профессор Александра Глухова зафиксировала три явления: во-первых, игнорирование властью результатов научных исследований, что приводит к искажению реальной картины мира. Во-вторых, увеличение разнообразия социального мира. К примеру, социальная группа «пенсионеры» дробится на подгруппы с отличающимися социально-экономическими и ценностными основаниями. В-третьих, власти стремятся к упрощению социальной действительности и тотальному контролю. В этих условиях необходим полноценный диалог граждан, науки и власти.
Профессор Сергей Рудаков уверен, что глобальными конкурентоспособными городами в России должны быть все областные центры. Воронеж на глобальном рынке может предложить продукцию Института связи, авиазавода. Концентрация всех ресурсов в Москве вредна и несправедлива. Возможно, нужно чаще переносить столицы.
Сергей Муштенко увидел методологические проблемы предложенного пространственного анализа: измерять и сравнивать необходимо только существенные и сопоставимые данные. Задачей политической географии должно стать объяснение влияния тех или иных факторов, а не только констатация очевидного. Статистические методы позволяют получить объективные данные, ошибки происходят при их предвзятой интерпретации.
Доцент ВГУ Денис Сосунов, реагируя на тезис профессора Глуховой, предложил сформировать в Государственной Думе ещё один комитет – «комитет по связям с реальностью».
Депутат Госдумы РФ Андрей Марков оценил шутку, но возразил, поскольку связь с реальностью зависит не от названия, а от того, насколько постоянными являются контакты со своими избирателями. Практическим же итогом состоявшегося заседания он хотел бы видеть реализацию идеи научного взаимодействия воронежских политологов с Центром пространственного анализа для «картографирования» Воронежской области методами политической географии, поскольку адекватная оценка имеющихся и перспективных ресурсов нашего региона – залог выстраивания эффективной стратегии развития Воронежской области.
Роман Савенков.