На очередном заседании Воронежского клуба политологов искали ответ на вопрос: «Общественные городские пространства: место для конфликта или для диалога?». Как выяснилось, «лучше проблемная, но искренняя коммуникация, чем формально хорошая».
О результатах своих исследований по этой теме рассказал профессор Кубанского госуниверситета, доктор политических наук Алексей Кольба: общественные пространства рассматриваются современной политологией через призму «права на город» всех сообществ горожан, их права настаивать на своём видении города. Очевидно, что в большом городе общественные пространства - это место встречи разных мнений (диалога) и одновременно место их столкновения (конфликта). Поэтому местные власти должны серьезно относится к организации общественного пространства.
Эксперт выявил следующие ошибки/эффекты в их организации: некритическое принятие опыта других городов; переход публичных пространств на цифровые площадки (офлайн эффективнее); низкий уровень организации городских сообществ; волюнтаристский характер принятия решений властей. Результаты исследования городских сообществ трех городов России (Воронеж, Краснодар, Ярославль) подтвердили необходимость предварительного согласования их интересов, после чего можно приступать к изменениям городского пространства. Итак, сначала проводить обсуждения, объяснение, а потом инициировать проекты. Полезным инструментом достижения согласия является разработка образа будущего города активными горожанами, местной властью и бизнесом.
Правда, процедура голосования за идею не всегда работает на позитивный результат: выбирая между привычным и новым, люди всегда предпочитают известное, пусть даже менее удобное.
По наблюдениям активиста Юрия Родионова городские власти, в том числе в Воронеже, активно вовлекают граждан в проектирование общественных пространств, что дает положительный результат. У вовлеченных горожан аура недоверия постепенно рассеивается. Снижению конфликтности поможет вовлечение горожан не только в проектирование, но содержание общественных пространств.
Директор издания «Время Воронежа» Александр Баймурзаев, напротив, привел примеры низкой активности горожан и отказ мэрии реагировать на результаты общественных слушаний.
Член Общественной палаты Воронежской области Виктория Черникова настаивает на необходимости постоянной практики взаимодействия власти и горожан, используя удобные форматы для граждан. Люди настроены конфликтно, т.к. хотят получить общественные блага, но препятствуют переменам в своём пространстве, на «своём заднем дворе».
Доцент Ольга Сиденко согласилась, что для большинства горожан пространство ответственности завершается порогом своей квартиры. Нужно поощрять удачные инициативы конструктивного диалога, особенно с использованием новых цифровых и управленческих технологий.
Профессор Александра Глухова напомнила о естественности и пользе конструктивных конфликтов: они ломают отжившие социальные практики и придают динамику общественному развитию. Причины деструктивных конфликтов в неумении как власти, так и горожан выстраивать диалог и согласовывать интересы. Граждане не могут просчитывать «технические» последствия своих предложений, поэтому их позицию нужно усилить интеллектуально. Профессор уверена, что горожан Воронежа и Краснодара есть все шансы стать полноценным партнером в диалоге с властью.
Депутат ГосДумы Андрей Марков согласился с экспертом в том, что трансформация пространства преобразует социальные отношения, поэтому в этом процессе должны участвовать не только горожане и власть, но и бизнес. К сожалению, в Воронеже почти нет примеров, когда бизнес стремится к позитивному преобразованию городского пространства, равных по смыслу и качеству краснодарским проектам Сергея Галицкого – известным на всю страну и даже за ее пределами стадиону и парку. При этом заслуживает внимания опыт привлечения бизнеса к обустройству общественных пространств через механизмы концессии, например, как в Воронежском парке «Дельфин». Но как побудить наших предпринимателей к подобному целеполаганию и действию? По мнению депутата в архитектурной политике городские власти должны учитывать как запросы горожан, ак стратегические потребности города. Хорошая качественная архитектура – это сильная власть. Большой город – это живой организм, городские сообщества находят себе пространства для жизни, что создаёт его интеллектуальную и эмоциональную ткань. Власть не всегда органично играет свою роль в этих пространствах, роль организатора и партнера.
Андрей Марков присоединился к общему тезису участников о важности согласования интересов, уточнив, что «лучше проблемная, но искренняя коммуникация, чем формально хорошая».