Критика реформы местного самоуправления началась еще на этапе парламентского обсуждения поправок в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые предлагали значительно упростить процедуру преобразования муниципальных районов в городские округа и включения в них сельских поселений. Причем, в пылу излишне эмоциональных споров, когда иные эксперты предрекали чуть ли не полное изничтожение идеи местного самоуправления, из поля общественного зрения часто выпадал тот простой факт, что это преобразование продиктовано самой жизнью и социально-экономической ситуацией в стране.
Сегодня сам президент России, подписав закон об этих поправках, поставил точку во всех спорах вокруг городских округов.
Но есть и другая проблема, которую этот закон не решил.
Политика объединения муниципальных поселений стала следствием вечного дефицита финансовых ресурсов у органов местного самоуправления – зачастую в маленьких селах и поселках не хватает средств даже на содержание самой администрации села, не говоря уже о строительстве и ремонте дорог, водопроводов, развитии культуры и т.д. Не менее важная причина: сокращение населения сельских районов. И это, к сожалению, объективный общемировой процесс - из-за урбанизации люди уезжают жить в города, села пустеют, и поэтому далеко не каждому муниципальному поселению сегодня по силам содержать исполнительные и представительные органы власти, положенные по закону. Поэтому у жителей небольших поселений возникла необходимость объединяться.
Однако, согласно букве закона, если все сельские поселения муниципального района захотят объединиться в одно, то они смогут стать только городским округом. Потому что иного муниципального объединения в рамках района на сельских территориях не предусмотрено.
И такие новые «мегаполисы» уже появляются в России - например, в Воронежской области появился Борисоглебский городской округ, который по своей площади сопоставим с Москвой, хотя проживает в округе около 75 тысяч человек. Также городские округа, включающие в себя обширные сельские территории и лесные массивы, появились в Ставропольском крае, в Магаданской, Калининградской и Свердловской областях.
Однако, быть «горожанином» для сельского жителя вовсе не так легко и приятно, как это может показаться. Объединение сельских поселений в городской округ вызвало для сельского населения ряд сложностей – в частности, жители сельских поселений в составе городских округов потеряли возможность участия в различных программах по развитию села, по обеспечению молодых семей жильем и привлечению молодых специалистов – врачей и учителей. Возникли и трудности с нотариальными услугами, которые раньше мог оказать глава сельской администрации и т.д.
Поэтому я и предлагаю принять новый законопроект, предусматривающий введение нового типа муниципального образования – муниципальный (сельский) округ. Основной смысл этого закона – если все поселения существующего сегодня муниципального района захотят объединиться в одно - и тогда на базе района возникнет муниципальный округ - то мы обязаны дать им такую возможность. При этом для жителей сохраниться специфика социальных льгот, предназначенных для сельских поселений.
Подчеркну, что все жители смогут самостоятельно выбирать, в каком из округов – городском или муниципальном (сельском) – им самим предпочтительнее жить в случае объединения. Или сохранить существующее положение вещей и ничего не менять. Но мы должны дать возможность селу остаться селом, а не становиться принудительно городом.