Почему я иду на выборы
Минувшие несколько лет правительство Воронежской области поступательно работает над развитием сельских территорий. Преобразования направлены на улучшение условий жизни на селе, развитие аграрного сектора, поддержку городов районного значения и другое.
Мы отмечаем объективные результаты этой работы и надеемся, что улучшений станет еще больше. Они особенно необходимы сегодня в тех направлениях, которые отвечают за благосостояние граждан и их семей.
Если говорить конкретно, то нужно усилить борьбу с безработицей и бедностью, повысить доступность и качество медицинских услуг, увеличить ответственность власти на местах. При этом нельзя выпускать из внимания дороги, освещение, общественный транспорт и прочие вопросы быта.
Как человек, который не первый год занимается в областном правительстве проблемами муниципалитетов, могу сказать, что имеющихся ресурсов для новых преобразований у районов мало. Местная власть работает на пределе своих возможностей, а экономический кризис обесценивает многие успехи.
Чтобы развиваться дальше, требуются принципиально новые подходы к решению проблем на селе. Надо привлечь дополнительные средства, законодательно усилить поддержку сельского населения, реформировать местное самоуправление.
Воронежской области сейчас нужна консолидация сил на местном, региональном и федеральном уровнях власти. Нужны люди в Государственной Думе, которые бы профессионально отстаивали интересы села. И особенно важно, чтобы они не разрывались между депутатской деятельностью и собственным бизнесом, а работали на постоянной основе и в тесной связке с губернатором.
Когда в 2009 году губернатор А. В. Гордеев предложил мне войти в состав его команды, у меня оставалось два с половиной года до получения права на пенсию военнослужащего. Но я принял предложение, и считаю, что поступил верно.
Сегодня за спиной – уже 22 года госслужбы, и передо мной вновь выбор, как и несколько лет назад. Выбор, при котором можно спокойно «ждать пенсии», а можно принести пользу людям, взять новую профессиональную планку. Я предпочел второе, и поэтому решил выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Государственную Думу РФ по Павловскому избирательному округу.
Считаю, что за 7 лет работы в правительстве Воронежской области научился неплохо разбираться в вопросах местного самоуправления. У меня сложилось четкое понимание проблем сельских территорий. Получен опыт взаимодействия со всеми эшелонами власти. Думаю, этим требованиям и должен отвечать депутат Государственной Думы.
Почему баллотируюсь от ЕР
В настоящее время в Воронежской области сформировалась рабочая модель взаимодействия власти и общества, построенная на доверии жителей к тому, что делает государство. Роль «Единой России» в этом процессе всегда была ключевой. По факту, ни один проект, который Воронежская область может сегодня поставить себе в плюс, не обходился без участия единороссов. Я имею право так говорить, потому что видел это своими глазами. А во многих вопросах мне лично приходилось принимать участие, работая плечом к плечу с партийцами.
Именно поэтому у меня не было никаких сомнений, от какой партии выдвигаться. Это – логическое продолжение моей профессиональной деятельности. Баллотируясь от «Единой России», я не чувствую себя здесь чужим. Мы по-прежнему думаем и работаем в единой системе координат и продолжаем решать государственные задачи.
Уважаю все партии, но «Единая Россия» сегодня, несмотря на всю критику в ее адрес, – это единственная политическая сила в стране, которая скрепляет общество и которая способна принести ему реальную пользу.
Почему партия поддерживает «кандидата-новичка», а не «заслуженного партийца»?
Воронежское региональное отделение партии «Единая Россия» объединило в своих рядах профессионалов разных направлений. Я уверен, что многие из них могли бы достойно представить Воронежскую область на федеральном уровне. В их числе – уважаемые общественники и успешные бизнесмены, которые не первый год в партии и уже не раз проходили через «горнило» предвыборной гонки.
Но любые выборы – это всегда корректировка партийного курса. Этот год тоже вносит свои коррективы. Общество сегодня напряжено, многие социальные слои оказались под ударом экономического спада, в 30 километрах от границ Воронежской области идут боевые действия настоящая война. Приоритетными темами повестки становятся импортозамещение, продовольственная безопасность, безработица, исполнение социальных гарантий. В их решении также профессиональный государственный подход.
Все это требует от партии крайне ответственно подходить сегодня к определению кандидатов, прибегая к поиску, в том числе, нестандартных решений. Всем понятно, что представительство Воронежского регионального отделения «Единой России» в Государственной Думе уже не будет таким, как прежде. И в нем, на мой взгляд, необходимо присутствие лиц, которые бы имели опыт государственной службы и могли бы этим заниматься на постоянной основе.
Но вопрос о том, что партия поддерживает новичка, не совсем корректен. «Единая Россия» предлагает равные условия всем кандидатам, заявившимся на предварительное голосование, а поддержку им должны оказать люди, которые придут 22 мая на партийные участки для голосования.
О власти
Главные требования сегодня к власти, на мой взгляд, – это ответственность и неравнодушие. Если в минувшие годы люди в основном ждали от государства условий для роста собственного благополучия, то теперь, в связи с кризисом, государство должно в буквальном смысле протянуть руку помощи своим гражданам.
Простыми словами, это может означать, что одной только буквы закона уже недостаточно для решения проблем людей.
Я начал в этом убеждаться несколько лет назад. Помните митинги на площади Ленина по проблеме переселения из аварийных общежитий по проспекту Труда? Прежде чем выйти на площадь, жильцы обили пороги десятков кабинетов чиновников, прошли множество инстанций, откуда их в соответствии с законом отправляли ни с чем. Об этом всем они мне лично и в красках рассказали, когда я вышел к ним на площадь. После того, как начали разбираться в проблеме, оказалось, что их беде можно помочь. Выяснилось, что есть другие пути, менее бюрократичные, но не менее законные и способные решить проблему. В итоге люди получили жилье.
Или другой пример. Однажды ко мне на прием пришел мужчина, инвалид 2-й группы, ветеран боевых действий на Кавказе. У его сына – ДЦП, живут в адских условиях – по всем основаниям им положено новое жилье. Но так же, как жильцы общежитий, человек уперся в бюрократическую стену.
Мы разобрались в вопросе и помогли ветерану отстоять его права. Но сколько еще людей в Воронежской области, которые нуждаются в поддержке и не могут получить ее у некоторых безучастных чиновников или депутатов, прикрывающихся буквальными требованиями законов, лишь бы ничего не делать!
Безусловно, нужно делать скидку на то, что система власти современной России еще достаточно молода, слишком тяжелое наследие ей досталось от лихих 90-х. Но процесс обновления системы государственного управления не должен останавливаться, особенно сегодня, когда российскому обществу надо объединиться перед внешними вызовами.
Каждый чиновник и депутат должен понимать, что от него требуется не формальное выполнение должностных инструкций, а деятельное участие в решении проблем граждан, устранение выявленной несправедливости. Власть «по инструкции» приведет нас к краху. Власть без черствости и равнодушия – к победам.
О проблемах сельских территорий
На селе существуют очевидные проблемы, о которых мы знаем много лет, но которые сегодня еще более обострились.
Прежде всего – это проблема занятости. В районах работы мало, и очень большая часть селян трудится на выезде вахтовым методом.
Вторая проблема – бедность и обнищание населения в связи с ослаблением рубля, растущей инфляцией, падением доходом и другими неблагоприятными факторами.
Третье – это вопросы социального обслуживания, включая доступность и качество медицинских услуг.
Четвертое – вопросы пенсионного обеспечения.
И наконец – вопросы быта: дороги, освещение, общественный транспорт и прочее.
О сельской занятости
Ресурс для обеспечения занятости на селе, на мой взгляд, необходимо изыскивать в сфере развития производств. Нужно продолжать активную работу, по созданию производственных кластеров на селе, привлечению среднего и крупного бизнеса, не забывать о малых фермерских хозяйствах. Это – пока единственный путь, приносящий результат.
Поскольку основной ресурс в районах – это земля, речь идет, главным образом, об аграрных производствах, нацеленных на переработку сельхозпродукции. В первую очередь – в животноводстве. Животноводство требует большей кооперации, тянет за собой создание новых рынков, способствует развитию предпринимательства. Вокруг крупных предприятий закипает жизнь, вырастает сфера услуг, образуются мелкие производства. Именно по этой причине губернатор А. В. Гордеев несколько лет назад поставил задачу по развитию в Воронежской области молочного и мясного кластеров. Идея реализована, конкретный результат можно пощупать – как в экономическом плане (регион выбился в лидеры по производству мяса и молока), так и в социальном (появились новые рабочие места, на таких предприятиях хорошая заработная плата).
О картошке и гарантиях
Личное подсобное хозяйство и мелкотоварное аграрное производство во все времена были источником жизни на селе. Даже в советское время люди выращивали скот, занимались огородничеством, в том числе, на продажу, тем самым зарабатывая дополнительную копейку.
В 1990-е и 2000-е годы роль ЛПХ и вовсе выросла до степени экономического базиса деревни. Когда ситуация на сельском рынке труда становилась критической, оно превращалось в главный источник занятости, было альтернативой трудовой миграции в города. Со временем все формы самозанятости на селе – от крестьянско-фермерских хозяйств до ЛПХ – оформились в единую категорию нового сельского предпринимательства, объединенного общими проблемами.
Проблемы эти всем хорошо известны, но я бы хотел выделить ключевую – это проблема сбыта продукции. Предприимчивого селянина больше всего беспокоит, как сдать выращенное мясо не за бесценок, куда сбыть излишек картошки и так далее.
К сожалению, обычное рыночное регулирование не поможет, поскольку в свободном рынке всегда победят крупные хозяйства. Здесь нужны конкретные формы поддержки и стимулирования со стороны власти, учитывая значимость самозанятых людей для сохранения села. Нужны государственные гарантии.
Хорошим рычагом в этом вопросе может быть, например, развитие ярмарочной и заготовительной деятельности. Я не говорю, что нужно вернуться к плановой экономике, но почему бы не взять на вооружение принципы потребкооперации и адаптировать их под новые реалии? Люди, занятые в частном порядке сельхозпроизводством, должны заранее знать, что смогут сдать свою продукцию по нормальной цене.
Нельзя полагаться на то, что рынок все отрегулирует. Рынок может решить завозить картошку из Америки, но тогда мы окончательно потеряем российское село.
О проблемах малых населенных пунктов
Все многочисленные беды малых населенных пунктов имеют один корень – демографический, связанный с сокращением трудоспособного населения. Я не буду останавливаться на всех проблемах, постараюсь прокомментировать ситуацию на примере сфер образования и здравоохранения, как наиболее обсуждаемых. Попробуем взглянуть на них одновременно через призму личного и общественного.
Сегодня в российском здравоохранении полным ходом идет оптимизация, направленная на наведение порядка и упорядочение расходов. Процесс затронул, в том числе, Воронежскую область, о чем говорят кадровые перестановки последних лет в облздраве, работа по модернизации и укрупнении учреждений здравоохранения. Изменения вызваны общественной (или государственной) необходимостью. Другими словами, если в населенном пункте сокращается число жителей, то социальные сферы, такие как образование, здравоохранение, соцобеспечение также начинают сокращаться. Это объективно. Ни одно государство мира не способно держать у себя в каждом райцентре больницу, технически оснащенную и укомплектованную высококлассными специалистами, если сокращается население.
Примерно то же самое можно сказать и о среднем образовании. Невозможно содержать полноценную школу и дипломированных учителей по каждому предмету в поселении, в котором осталось 10 учеников разного возраста.
И вот тут как раз общественное вступает в конфликт с личным. Потому что раньше, к примеру, человек мог получить медицинскую помощь на месте, а теперь ему приходится куда-то ехать. Ребенок раньше ходил в школу через дорогу, а теперь едет на школьном автобусе несколько километров. Неприятно? Разумеется. Но если подумать, что важнее для будущего детей – шаговая доступность или полноценное обучение, хорошие учителя, насыщенная общественная жизнь, занятия спортом, участие в соревнованиях и олимпиадах?
Стоит добавить, что власть на местах делает все возможное, чтобы сгладить противоречие и обеспечить людям их конституционное право на доступную и качественную медицину, образование. Стараются привлечь молодых врачей и учителей, предоставляя им жилье, оплачивая обучение по целевым направлениям. Тем не менее, молодежь стремится уехать в крупные города, и усилия не дают того результата, которого бы хотелось.
Я говорю это не к тому, что нужно прекратить работу в данном направлении. Напротив, мы будем поддерживать молодых учителей и медиков на селе, по мере возможностей сохранять местное здравоохранение, развивать образование. Однако просим селян быть объективными и взвешенными в своей оценке работы власти. А чтобы социальная сфера в каждом населенном пункте работала полноценно, надо добиваться главного – развивать экономику села, создавать условия, чтобы люди работали на местах, получали достойную зарплату и понимали, что их условия жизни ничуть не хуже, чем в городах. Кстати, в Воронежской области многие районы могут похвастаться чуть ли не лучшей, чем в областном центре, инфраструктурой для жизни.
О народосбережении
Вымирание деревни – это сегодня один из характеризующих признаков для российской глубинки. Если в 60-х годах ХХ века доля сельского населения в регионе составляла 65%, в 80-е она уменьшилась до 46%, а сегодня ее объем уже меньше 36%. Множество деревень и хуторов, где еще недавно кипела жизнь, находятся сегодня в запустении. Сокращается и численность некоторых райцентров. Люди едут в города за работой и за образом жизни. Этот процесс называется урбанизацией; он существует во всем мире, и отменить его, к сожалению, никак нельзя. Но ведь село – это не просто территория, земля, леса, реки и поля. Село – это прежде всего хранитель русской культурной традиции.
Единственное, что мы можем сделать и должны – это более активно решать задачу народосбережения. На мой взгляд, для того, чтобы русская нация могла нормально справляться со своим национальным богатством, на территории современной России должно жить до полумиллиарда человек.
Решать задачу народосбережения можно разными способами: активнее работать над программами по возвращению на родину соотечественников из стран бывшего СССР, глубже заниматься демографической политикой. Замечательно, что за второго ребенка в России выплачивается материнский капитал, но почему за третьего платят только регионы, а федеральной программы до сих пор нет?
Сегодня крайне необходимо повышать государственные гарантии для многодетных семей. Потому что вопрос народосбережения для нас – центральный. Нет никакого смысла покорять космос, строить ракеты, заниматься импортозамещением, если население страны будет неуклонно сокращаться. Надо скорее развернуть процесс в обратную сторону.
О власти на местах
Для того чтобы стимулировать развитие сельских территорий, мы должны, прежде всего, поддержать местное самоуправление. Со времен царя-реформатора Александра II именно местному самоуправлению (земствам) была отведена центральная роль по налаживанию жизни в уездах Российской Империи.
Исторический смысл земств сохранился и по сей день. А вместе с ним никуда не делась и их распространенная проблема, связанная с недостатком финансирования.
Вот и сегодня, по моим ощущениям, власть в районах Воронежской области работает на пределе своих возможностей. Будь то глава местной администрации, простой сельский чиновник или депутат, на них законом возложена масса обязанностей, часть которых не подкреплено финансово.
Определенным выходом из положения служит объединение сельских поселений, так как в крупном поселении всегда больше возможностей что-то сделать. Ряд вопросов также удается решить за счет субсидий из областного бюджета или путем административных мер. Помимо этого правительство Воронежской области активно развивает территориальное общественное управление, призванное помочь власти на местах добиваться улучшений в сфере благоустройства и развития инфраструктуры.
Но в сложных экономических условиях названного выше, увы, не достаточно. Необходимо на уровне Государственной Думы, правительства России постепенно подходить к реформированию местного самоуправления, чтобы сделать его сильным самостоятельным институтом управления территориями.
О территориальном общественном самоуправлении
Для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов местное самоуправление в России законодательно наделено определенным функционалом и кругом полномочий. Но, как я уже говорил, на практике у местных органов власти не всегда есть возможности, чтобы свои полномочия реализовать. Приходится изыскивать средства: просить поддержки у бизнеса, обращаться за субсидиями в областной бюджет и так далее.
Когда дело касается небольших, локальных задач, связанных, например, с благоустройством скверов, детских площадок, кладбищ, на помощь приходит территориальное общественное самоуправление – ТОСы.
ТОС – это объединение инициативных жителей определенной территории (односельчан или соседей), которые хотят сделать жизнь вокруг себя лучше. Объединившись в ТОС, люди могут получить дополнительные средства для решения какой-то, касающейся всех, проблемы. Ну, например: благоустроить кладбище, почистить и облагородить родник, сделать колодец, разбить небольшой скверик, проложить мостик через небольшую речку – словом, все то, для чего сложно найти государственное или муниципальное финансирование.
Главное условие для ТОСов – личная инициатива жителей и деятельное участие в проблеме. Это может быть, как участие в софинансировании, так и личный труд.
В Воронежской области территориальное общественное самоуправление рассматривается как важное условие самореализации и саморазвития населения и одновременно общественный контроль над действиями всех органов власти.
Нашей рабочей группой была разработана система оценки общественных проектов и распределения грантов. Мы активно предлагали и предлагаем населению участвовать. В 2015 году на финансирование проектов ТОСов было выделено 20 млн. рублей, в этом году заложено 30 млн. рублей. Но если гражданских инициатив будет больше, то и бюджет поддержки, я уверен, будет расти.
Идеальный вариант – когда в каждом населенном пункте области есть своя активная группа людей, которая независимо от органов власти поднимает и решает вопросы по благоустройству, инфраструктуре и так далее. Это важно даже не столько с материальной точки зрения, сколько потому, что люди объединяются, сплачиваются, у них возникает чувство ответственности за свою территорию. А местное самоуправление, в свою очередь, наполняется своим подлинным смыслом.
О единстве общества
В стране в целом существует проблема с единством общества. Мы едины по каким-то центральным вопросам, касающимся поддержки лидера государства, отношения к внешней политике, к своим героям и так далее. А вот в решении повседневных задач с единством гораздо хуже. В той же жилищной сфере одна из главных проблем в том, что люди не участвуют в общих собраниях собственников жилья, которые принимают ключевые решения по их же собственности. Активисты месяцами ходят по квартирам, тщетно пытаясь собрать народ.
В сельской местности картина получше – возможно, потому, что проживающее там население более консервативно: оно бережнее относится к традициям, менее хладнокровно и равнодушно. Но и единство общества там выражается несколько иначе – в виде взаимовыручки, взаимопомощи. В деревне до сих пор можно увидеть, как соседи собираются, чтобы общими усилиями починить дом, отремонтировать крышу и так далее.
Как сделать наше общество более сплоченным, как снизить градус бытовой нетерпимости? Выход - в развитии гражданского сектора. Мы считали и считаем, что огромное значение для объединения общества играют некоммерческие организации, различные движения и объединения по политическим и религиозным взглядам, интересам, профессиональной деятельности и так далее. Подобно цементу, они связывают разрозненные «кирпичи» социума в единую «стену».
Для развития общественного сектора Воронежской области нами была создана система государственной поддержки некоммерческих организаций (НКО). Ее главная особенность – в независимой модели распределения грантов. Чтобы получить поддержку, общественная организация должна доказать необходимость и социальную значимость своей работы. Объем финансирования при этом определяют коллеги по цеху – то есть другие общественники. В свою очередь, представители органов власти тех денег никак не касаются, что исключает вероятность коррупции.
Любая модель преобразования общества не предусматривает быстрого эффекта. Это работа на перспективу. А отдельные эпизоды из практики подтверждают, что работа идет в верном направлении. Например, довольно интересным оказался опыт привлечения общественной организации «Наше общее дело» к контролю над ремонтом дорог. Без подписи общественников власти Воронежа не могли осуществить приемку отремонтированного участка.
Таким образом, решалось сразу несколько задач: с одной стороны, это контроль над расходованием денег налогоплательщиков, с другой – объединение неравнодушных горожан вокруг правильной, нужной и полезной для людей идеи.
Об Украине
Я уверен, что украинский вопрос сегодня серьезно волнует всех русских людей. Но для меня, и, думаю, большинства воронежцев тема вооруженного конфликта на востоке Украины имеет особый нерв. Дело не столько в том, что недалеко от нашей границы от нас гремят взрывы, что всегда плохо, сколько в том, что совсем рядом гибнут очень близкие нам люди.
Тем, кто вырос и жил на границе с Украиной в советские годы, до сих пор трудно осознать, что на территории Воронежской, Ростовской, Белгородской областей с одной стороны и Харьковской, Луганской, Донецкой – с другой, могут жить разные народы.
Добрую часть школьных каникул в детстве я проводил в Харькове. Половина моей родни проживает в русскоэтнических областях Украины. Как представить, что мои двоюродные братья теперь могут называть себя нерусскими?
У нас – жителей приграничных территорий – не только общая история и общие корни. Мы унаследовали один и тот же уклад жизни, одни традиции, и все слеплены из одного теста. Мы «мазаны одним миром», и пытаться нас искусственно отсортировать – все равно, что резать по живому.
Это мое эмоциональное отношение к происходящему на Украине, я не могу предлагать каких-то решений, так как они не будут профессиональными.
Для чего я живу и работаю
Я никогда не скрывал, что А. В. Гордеев является для меня ярким примером государственника и эффективного руководителя. Его умение разбираться в людях и в ситуации, выстраивать деловые отношения с подчиненными вызывает уважение.
Алексей Васильевич неоднократно говорил, что его миссия как губернатора заключается в создании комфортных и безопасных условий для жизни людей и предпринимательской деятельности в Воронежской области. Он прекрасно понимает стоящую перед ним задачу и требует от сотрудников такого же четкого понимания своей роли на вверенных им участках работы.
Когда мне задают вопрос, для чего работаю я, и какова моя роль на госслужбе, то я вспоминаю, как писал заявление о приеме в ФСБ: «Прошу зачислить на военную службу в связи с тем, что хочу принести реальную пользу». Точка.
Вот эта внутренняя потребность быть полезным – она по сей день определяет мои принципы и подходы к профессии, к жизни в целом. Для меня не пустой звук такие слова, как порядочность, честность, открытость и справедливость. Быть полезным в широком смысле для меня означает заниматься нужным для общества делом и защищать тех, кто мне доверяет. В практическом выражении речь идет о развитии в регионе гражданского общества, муниципалитетов, общественных инициатив и так далее.
Быть может, я немного идеалист, но мне кажется, что если большинство людей во власти будут руководствоваться этими ценностями, то жизнь в стране станет заметно лучше.
Охранитель или реформатор?
Всегда есть границы, которые нельзя переходить. Если самая благородная цель требует человеческих жертв и революций, значит, это не моя цель.
Российское общество сегодня в большинстве своем едино в выборе пути, в оценке исторического прошлого и культурных ценностей. И этим ни в коем случае нельзя рисковать и позволять кому-то разламывать, разобщать единство русского мира. В этом смысле я – охранитель.
Но при этом нельзя, чтобы наша жизнь превратилась в болото, нельзя препятствовать появлению в обществе новых мнений и новых полезных идей, даже если они рождены на Западе. Любое общество живо до той поры, пока оно движется вперед и развивается.
О Государственной Думе
Новая Государственная Дума уже не будет такой как прежде в силу объективных причин. Изменен сам принцип ее формирования. Наряду с партийным списком вновь появились одномандатные округа, а значит, вернутся люди, которые будут конкретно отвечать перед своими избирателями в рамках определенной территории.
Если сравнивать роль депутатов местных представительных органов власти и парламента страны, то для первых главная задача сосредоточена в сфере защиты интересов жителей своего округа. В отличие от них для депутатов Госдумы защита интересов населения выражается в качестве законов, которые принимаются. Но быть постоянно в округе, общаться со своими избирателями и помогать им в решении проблем – это, я считаю, прямая обязанность депутата Государственной Думы.