Депутат Андрей Марков о важности государственной поддержки некоммерческого "третьего сектора"
- Андрей Павлович, начну с провокационного вопроса. Многие считают некоммерческие организации нахлебниками: они ничего не производят, а только вытягивают деньги у государства и бизнеса. Скажите, зачем тогда государству поддерживать «третий сектор»?
- Общественный организм имеет четыре опоры: власть, бизнес, «третий сектор», средства массовой информации. И взаимодействие с НКО – это работа на то, чтобы общество было здоровым. Ведь если оно лишится одной из важных опор – вся наша социальная конструкция будет шататься. В демократическом, правовом, социальном государстве, которое мы развиваем, важно, чтобы каждый из нас участвовал в созидании. Такой подход предполагает, что наши жители – это граждане, а не подданные. Поэтому даже в самом вопросе есть логическая ошибка. Его постановка предполагает, что власть главнее. Но она такая же часть общества, как и «третий сектор». Это равноправные партнеры. И это та среда, через которую легче всего понять, в чем состоят общественные интересы.
Категорически против утверждения, что «НКО ничего не производят». Они продуцируют нечто большее, чем материальные блага. Имею в виду социальные смыслы. Таким образом наряду со СМИ они участвуют в скреплении нашего общества в единый национальный организм. Это не менее важно, чем производство машин, станков, ракет. Более того, без этого и ракеты нормально производить невозможно. И, кроме того, есть такие направления социальной деятельности, в которых общественники могут быть намного успешнее бюрократов. Здесь речь идет, прежде всего, о задачах, в выполнение которых надо вкладывать душу: работа с инвалидами, детьми-сиротами, прочими людьми, нуждающимися в заботе общества. Прекрасно демонстрирует успешность господдержки общественных инициатив движение общественного самоуправления в регионе. Труд добровольцев, который является обязательным условием выделения гранта на реализацию локального социального проекта, делает намного дешевле решение проблем, волнующих жителей конкретного места. Некоторые преобразования, которые осуществили в этом году ТОСы, вообще были бы вряд ли достижимы стандартным путем (через муниципальный заказ, например).
В конечном итоге предназначение «третьего сектора» сводится к одной большой, крайне важной задаче – воспитанию гражданина.
- Поясните, что в Вы вкладываете в понятие «гражданин».
- Быть гражданином означает особым образом относиться и к себе, и к региону, к стране. Это вовсе не значит, что человек должен участвовать в митингах. Но когда его отличает ответственность, неформальное отношение к окружающему миру, неравнодушие, активность, то человек не только по паспорту, но и по своей жизненной позиции – гражданин.
Заметьте, с приходом губернатора Алексея Васильевича Гордеева в регионе существенно изменилось отношение к общественному мнению. Это выражается, например, в том, что к работе областного правительства привлекается больше людей – руководители муниципальных образований, депутаты, представители институтов делового сообщества, общественники. Торгово-промышленная палата, Облсовпроф, Общественная палата региона наделены правом законодательной инициативы. Принят областной закон о государственной поддержке социально ориентированных НКО, который расширяет возможности общественно-государственного партнерства. Губернатор уделяет большое внимание мероприятиям, которые проводят общественники – начиная с регулярного посещения ежегодного Форума Большого Совета НКО, который, к слову, и создан по его инициативе, заканчивая участием в экологических акциях гражданских активистов. Мы вовсе не говорим, что у нас все радужно в отношениях власти и общественности. Но механизмы, которые рассчитаны на более глубокое вовлечение граждан в созидательный процесс, сформированы. И заработают они на полную мощность, когда большинство жителей ощутят себя гражданами в полном смысле этого слова.
- А деньги НКО даёте?
- Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что какими бы энтузиастами ни были наши общественники, им необходимы средства – на организацию мероприятий, на проведение учебы, на поездки, на многое другое. В 2013-2014 гг. нами профинансированы проекты НКО на 50 миллионов рублей. В наших планах наращивать объемы поддержки «третьего сектора».
Но принципиальный момент состоит даже не в том, что мы даем деньги, а в том, как мы их даем. Это делается на конкурсной основе и с привлечением к распределению средств самих общественников. Именно с такой целью создается ресурсный центр НКО. Чтобы представителям общественных организаций было где собираться. Чтобы они сообща проводили оценку своих проектов, помогали друг другу, участвовали в распределении государственных средств. Как только мы начинаем указывать им, что и как делать (какими бы умными и хорошими сами себя не считали), нивелируется вся работа по решению главной задачи – формированию гражданина.
- Помимо правительства области, мало кто дает деньги на проекты НКО. Может быть, губернатору стоит повлиять на бизнесменов, чтобы те охотней участвовали в благотворительности?
- Если мы говорим о формировании гражданской позиции, то ни на кого давить ни в коем случае нельзя. Тем более что предприниматель отрывает эти средства от развития производства, выдергивает из оборота и т.д. Но как бы мы ни наращивали материальную поддержку социально ориентированных НКО, масштаб их задач таков, что государственных средств всегда будет не хватать. Помощь делового сообщества, частные пожертвования крайне необходимы. И бизнес сам должен понимать, что без нормального, здорового общества у него нет перспектив в нашей стране. Если, конечно, он не собирается снять здесь всю маржу и отправиться за границу. У нас есть десятки примеров того, как предприниматели поддерживают НКО, социально значимые проекты. И государство никогда не отвернется от такого бизнеса.
- Многие представители НКО говорят о том, что им нужна не только финансовая, но и информационная поддержка…
- СМИ – это одна из опор общества, как я уже говорил, одно из важных условий для работы публичной власти. И, на мой взгляд, объективный интерес самих журналистов заключается в том, что настоящим, заинтересованным потребителем социально значимой информации, которую и продуцируют масс медиа, может быть только активный человек. Поэтому самим журналистам важно поддерживать «третий сектор», делать все возможное, чтобы активных граждан, организаций в информационном пространстве было как можно больше. Но это не должно происходить по указке власти, это должен быть внутренний императив медиа-сообщества. Стоит отметить, что Гильдия аналитических журналистов, которая также является постоянным участников наших конкурсов по распределению субсидий, работает именно в этом направлении. Благодаря ей многие журналисты увидели, что можно делать сообща для развития нашего общества. Мы абсолютно уверены, что гранты, которые Гильдия выделяет редакциям, служат благому делу.
Ведь общественникам действительно зачастую важнее получить не деньги, а внимание, почувствовать, что их общественно полезную деятельность заметили. А если ее увидели СМИ, значит, увидело все общество. Мне бывает обидно, что по конъюнктурным или каким-то иным соображениям в фокус СМИ не попадают интересные и важные дела общественников. На мой взгляд, освещать такие темы необходимо постоянно, изо дня в день.
- А есть ли уверенность, что средства, выделяемые в рамках господдержки общественным организациям, будут потрачены должным образом?
- Не обижайтесь, но вопрос снова с негативным подтекстом. Проблема в том, что мы все меньше доверяем сами себе. Ладно, когда расходование бюджетных денег чиновниками автоматически подпадает под «презумпцию виновности», неизменно вызывает коррупционные подозрения. Но и в том случае, когда деньги тратят НКО, находятся люди, которые априори усматривают в их действиях злой умысел.
Надо преодолеть это взаимное недоверие. Уже только ради этого стоит развивать «третий сектор». Вложения в него - это вопрос повышения доверия не только и даже не столько к власти (сейчас оно как никогда высоко). Это вопрос доверия внутри общества в целом, доверия друг к другу. И вместе с НКО, гражданскими активистами нам важно добиться того, чтобы это доверие разлилось по всему обществу и сцементировало его.
(Интервью состоялось в 2015 году)