В Государственной Думе РФ прошло отчётно-выборное Общее Собрание членов Общероссийского Конгресса муниципальных образований (ОКМО).
В первую очередь были рассмотрены итоги деятельности Конгресса за 2017 год. В работе Общего Собрания приняли участие начальник управления Президента РФ по внутренней политике Андрей Ярин, помощник Президента РФ по вопросам местного самоуправления, секретарь Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления Николай Цуканов, заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.
Президент РФ Владимир Путин направил приветствие участникам Общероссийского конгресса муниципальных образований, отметив ключевую роль местного самоуправления в пространственном развитии России, в формировании благоприятной среды для жизни граждан. «Государство уделяет приоритетное внимание укреплению института местного самоуправления, учитывая ключевую роль этого уровня власти в формировании современной, качественной среды для жизни людей, культурных и гражданских инициатив, поддержки малого и среднего бизнеса, - говорится в телеграмме главы государства. - Именно на представителях муниципальной власти будет лежать ответственность за реализацию серьезных, многоплановых задач развития городов и сельских территорий, коренную модернизацию их инфраструктуры».
Сегодня же самой «горячей» темой местного самоуправления стал дисбаланс полномочий муниципальных властей с их финансированием. Как отметил помощник президента по вопросам местного самоуправления Николай Цуканов, в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» было внесено 140 поправок, которые так или иначе касаются перераспределения полномочий. Сейчас правительственная комиссия проводит аудит закона, чтобы понять, какие именно дополнительные полномочия отданы местной власти. Вопрос это непростой – согласно оценкам президента Общероссийского конгресса муниципальных образований депутата Государственной Думы РФ Виктора Кидяева, из 821 полномочия, которые закреплены за органами местного самоуправления в 123 законах, 147 полномочий не соответствуют вопросам местного значения.
- При этом неизвестно, сколько эти полномочия стоят, есть ли у муниципалов необходимая для их исполнения инфраструктура, - говорит Виктор Кидяев.
Президент ОКМО привел следующий пример. 60 российских регионов своими законами дополнительно закрепили за сельскими поселениями вопросы местного значения. Но вот общий объём средств, поступивших для исполнения таких полномочий, составил всего 20,3 млрд рублей, тогда как реальные расходы на исполнение данных полномочий превысили 34 млрд рублей.
Президента ОКМО поддержали и представители Министерства финансов, которые призвали «оценить и исключить полномочия, не относящиеся к местному самоуправлению, но выполнения которых требует прокуратура». В свою очередь, депутаты призвали представителей правительства перераспределить налоговые отчисления таким образом, чтобы в муниципальных бюджетах выросли бы собственные доходы.
С темой перераспределения бюджетных доходов непосредственным образом связано и предложение навести порядок в процессе укрупнения сельских поселений – в честности, помощник президента по вопросам местного самоуправления Николай Цуканов употребил термин «муниципальный» или «сельский» округ. Это позволит объединять сельские поселения не в городские округа, а в сельские и избежать множества проблем, которые сегодня создает при объединении формат городского округа. Кстати, именно на решение этих проблем направлен законопроект о введении муниципального (сельского) округа, уже подготовленный депутатом Андреем Марковым.
- Сегодня на площадках конгресса мы услышали подтверждение очень многим вопросам и проблемам, о которых на протяжении ряда лет говорили представители муниципальной власти и общественных организаций, - говорит депутат Андрей Марков. – На мой взгляд, Конгресс стал достаточно авторитетной площадкой для формулировки самых актуальных вопросов и их последующей трансляции на самый высокий уровень власти. Очень надеюсь, что эти мнения, отстаивающие интересы муниципальной России, буду услышаны, и в ближайшее время мы увидим уже не на словах, но на деле конкретные изменения подходов во взаимоотношениях с муниципалитетами. Это относится и к предложению о возможном появлении сельского округа, о котором я говорил на протяжении года при разработке законопроекта. Отрадно, что и представители правительства разделяют точку зрения о том, что формирование городского округа не только не спасает ситуацию с сельскими поселениями, но и усугубляет ее. Но сейчас, в ходе дискуссии на Конгрессе, я увидел и проблемы, которые могут возникнуть при реализации законопроекта о введении муниципального (сельского) округа. Прежде всего, как показывает практика, наша финансово-бюджетная система, перевернутая, на мой взгляд, с ног на голову, фактически сводит на нет весь позитивный эффект от объединения сельских поселений в один округ. Потому что все высвободившиеся деньги в рамках межбюджетных соглашений тут же фактически изымаются из местного бюджета. Поэтому нам необходимо очень вдумчиво подходить к введению даже такого необходимого в нынешней системе института, как муниципальный округ – потому что образование подобных округов должно автоматически вести за собой и изменение межбюджетных отношений на всех уровнях власти.
Также в ходе дискуссии были затронуты и такие первостепенные вопросы пространственного развития России, как необходимость обеспечения страны чистой водой. Актуальность вопроса особо подчеркнул помощник Президента Николай Цуканов.
- Для всех нас крайне важно, что федеральная власть на самом высоком уровне обращает внимание на проблемы водоснабжения, на вопросы ремонта и функционирования очистных сооружений, - говорит депутат Андрей Марков, председатель рабочей группы по совершенствованию законодательства о водоснабжении и водоотведении при Комитете по федеративным отношениям и вопросам местного самоуправления Госдумы. - Это говорит о том, что мы работаем в правильном направлении.
В ходе Общего Собрания членов Общероссийского Конгресса муниципальных образований состоялась и заинтересованная дискуссия о роли ТОС – организаций территориального общественного самоуправление, которые все активнее берут на себя решение многих вопросов местной власти. Например, благоустройства территорий.
Депутат Андрей Марков поделился своим опытом организации работы ТОС еще во время работы в правительстве Воронежской области. По его словам, для более эффективного диалога с общественными организациями органам власти необходимо научиться доверять общественному самоуправлению.
- Самым главным эффектом от нашей работы с общественными организациями стало создание атмосферы сотрудничества и неравнодушного отношения к общему делу. Хотя мы видим, как рано или поздно, но в администрации любого уровня возникает бюрократическое желание подсчитать эффективность затрат тех средств, которые выделяются на развитие общественных инициатив. Но как подсчитать неравнодушие? Как в бухгалтерии свести какие-то вещи, которые к бухгалтерии никогда не относились?! В таком бюрократическом подходе и кроется основная проблема отношений власти и общества.
Для справки: Общероссийский конгресс муниципальных образований создан в 2006 году советами муниципальных образований субъектов РФ в целях организации сотрудничества муниципалитетов и их региональных советов, выражения и защиты муниципальных интересов в диалоге с органами федеральной власти и организации межмуниципального сотрудничества на международном уровне. В состав Конгресса входят Ассоциация малых и средних городов России, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов Поволжья, Союз городов центра и северо-запада России, Ассоциация ЗАТО атомной промышленности.
Конгресс является официальным органом, уполномоченным готовить доклад Правительству о состоянии местного самоуправления в России.