Стратегия для самоуправления

18 октября 2018, 14:30

Состоялось очередное заседание Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на котором  депутаты поддержали с небольшими замечаниями проект поправки в федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», устанавливающую общие требования к разработке, принятию и содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых на муниципальном уровне. 

Вместе с тем, как отметили члены Комитета, в законопроекте никак не определены ни механизмы, ни источники финансового обеспечения реализации данных дополнительных полномочий органов местного самоуправления.

Кроме того, говорится в заключении Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, «в целях исключения возможности возложения на органы местного самоуправления дополнительных расходных обязательств в сфере стратегического планирования в законопроекте было бы целесообразно установить случаи и условия участия органов местного самоуправления в подготовке документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации». 

По мнению депутатов, подобные недоработки в тексте законопроекта «ограничивают возможности органов местного самоуправления в осуществлении стратегического планирования, в обеспечении координации государственного и муниципального стратегического управления и принятии эффективных мер по реализации муниципальной бюджетной политики». Поэтому законопроект нуждается в значительной доработке.

- В законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отсутствовали какие-либо четкие требования к разработке документов стратегического планирования на муниципальном уровне, - говорит депутат Андрей Марков. – Предложенный законопроект фактически встраивает местное самоуправление в общую систему стратегического планирования. Это имеет безусловные плюсы, особенно в свете того, что в скором времени будет принята Стратегия пространственного развития России. То есть мы говорим о том, что на каждом уровне власти надо будет не только задуматься о том, какое место занимает та или иная территория на карте страны, но и как использовать свои преимущества или учесть недостатки, чтобы достичь долгосрочных целей. С другой стороны, я вижу и проблемы с практической реализацией такого закона. Мы должны понимать, что муниципалитеты разные, обладают разными ресурсами, в том числе научными и так далее. Одно дело создать систему стратегического планирования в миллионном Воронеже, где есть академическая наука, и есть средства на привлечение специалистов соответствующего профиля и подготовки. Другое дело – отдаленный сельский район. Очень важно это понимать, иначе все может превратиться в подготовку никому не нужных бумаг, на которые надо будет потратить силы и средства, а потом положить пылиться их на полку. 

Также на заседании Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления депутаты одобрили еще два из десяти вынесенных на обсуждение законопроектов.

Был рекомендован к принятию проект поправки в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», разработанный Правительством РФ. Данный законопроект направлен на оптимизацию деятельности контрольных органов в сфере закупок – принятие этого закона позволит обеспечить формирование единых правил, методологии и практики осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также исключить коррупционные риски, связанные с совмещением в одном органе функций государственного управления в сфере закупок и контроля за его осуществлением.

В качестве соисполнителя Комитет поддержал с замечаниями и проект правительственной поправки в Бюджетный кодекс РФ, которая касается систематизации и регламентации процедур контроля, учета и оценки налоговых льгот и освобождений. В то же время, как отметили депутаты, «предусмотренный в законопроекте порядок определения перечня налоговых расходов и осуществления их оценки носит в значительной степени непредметный и декларативный характер, который требует уточнения и конкретизации».