Депутаты оценили программу Минсельхоза

12 апреля 2019, 14:15

Андрей Марков вошел в состав межфракционной рабочей группы по законодательному обеспечению комплексного развития сельских территорий.
 
Межфракционная рабочая группа под председательством заместителя Государственной Думы, руководителя фракции «Единая Россия» Сергея Неверова была создана весной нынешнего года. Всего в состав рабочей группы делегировано 23 человека из всех фракций и комитетов, которым предстоит сформировать «дорожную карту» по подготовке законопроектов для обеспечения реализации госпрограммы комплексного развития сельских территорий на период 2020–2025 года, разработку которой ведет министерство сельского хозяйства. 

Поэтому для участия в первом рабочем заседании группы были приглашены руководители ведомства и его департаментов: статс-секретарь – заместитель Министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев, заместитель Министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, руководитель департамента Максим Боровой. Они и представили членам рабочей группы основные положения разрабатываемой госпрограммы, которая должна прийти на смену ныне действующей федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий», рассчитанной на 2013-2020 годы. 

Минсельхоз, как отметила Оксана Лут, наметил три конкретных цели. 

Во-первых, это достижение соотношения среднемесячных располагаемых доходов сельского и городского домохозяйств на уровне 75% к 2025 году (сейчас соотношение доходов на селе к городу не превышает 68%). 

Во-вторых, повышение общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах, их благоустройство и обеспечение всеми необходимыми коммуникациями – от электричества и водопровода до высокоскоростного интернета. 

В-третьих, это сохранение доли сельских жителей в общей численности населения. 

- Не секрет, что сельское население постоянно уезжает в города, - отметила Оксана Лут. - Министерство ставит задачу сохранить сельское населения на уровне 2018 года – это 25,7% населения страны.

Но главное, что отличает новую госпрограмму, это основополагающий принцип комплексного и проектного подхода к финансированию каких-либо конкретных мероприятий и подпрограмм, в том числе  в рамках концепции инициативного бюджетирования. Что это значит? Если раньше в рамках федерального финансирования по программе устойчивого развития сельских территорий строился какой-либо объект, например, школа, а дорогу или водопровод надо было ждать еще много лет, то сейчас конкретное село, вошедшее в программу, будет получать комплексную поддержку по всем потребностям сразу: и дорога, и медицинское учреждение , и новая школа, и так далее. Вот почему многое будет зависеть от инициативы с места, от того, как местная власть и общественное самоуправление, фермеры и другие сельхозпроизводители сумеют подготовить проект развития своего родного села и представить его для федерального финансирования.

Кстати, объем финансирования вырос существенно. На достижение вышеперечисленных целей, поставленных в проекте госпрограммы, планируется направить рекордную сумму - порядка 1,38 трлн рублей в течение 5 лет. Из них более 1 трлн рублей – это средства федерального бюджета, 94 млрд – средства консолидированных бюджетов регионов и почти 226 млрд – внебюджетные источники. Для сравнения, за весь период действия предыдущей программы устойчивого развития села с 2003 по 2019 годы было израсходовано около 600 млрд рублей.

На что же именно будут потрачены эти деньги? В концепции госпрограммы выделено три магистральных направления работы. 

Прежде всего, надо четко понимать, что такое российское село сегодня. Поэтому будет проведена инвентаризация и  электронная паспортизация всех без исключения сельских населенных пунктов, Это задача на первый год реализации программы. 

Второе направление – это продолжение  строительства сельских дорог и жилья. В частности, упор будет сделан как на строительство социального жилья, так и на развитии программы льготной ипотеки для селян. По предложению Минсельхоза, процентная ставка по кредиту не будет превышать 3%, при этом каждый регион сможет снизить эту ставку до 1%, компенсировав из своего бюджета 2% от ставки ипотеки. 

Наконец, третье направление – это повышение комфорта жизни на селе. В  данный раздел входят все подпрограммы по инженерно-транспортной инфраструктуре, культуре и спорту, среде проживания, созданию новых рабочих мест, госуслугам, физической доступности продовольственных и бытовых товаров и т.п. 

Предложения Минсельхоза, как и следовало ожидать, вызвали оживленную дискуссию среди членов рабочей группы. Как отметил Сергей Неверов, в адрес межфракционной группы каждый день поступает множество предложений по самым различным направлениям госпрограммы, от социально-демографической политики до вопросов производства и экологии.

- Споры и дискуссии неизбежны, ведь депутатам сейчас важно понять сам подход ведомства и оценить объем необходимого законодательного обеспечения будущей программы, - так прокомментировал состоявшееся заседание депутат Андрей Марков. – Для меня самым важным стал пункт о комплексном проектном подходе к финансированию различных мероприятий. Это означает, что выделяемые деньги должны принести более ощутимый эффект. Важно и то, что в Минсельхозе существенно расширили список тех, кто может формировать заявки на инициативное бюджетирование – в частности, инициатива может исходить как от региональных властей, так и от органов местного самоуправления, от бизнес-структур, активистов ТОС, простых жителей села, которые смогут активнее влиять на решение своих проблем и понимать, где и когда должна быть построена школа, отремонтирован или построен ДК, появится ФАП.